Взрослая социальная сеть
Поиск секса поблизости, а также
тематические знакомства и виртуальное общение

ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Все о сексе Секс чат Блоги Группы

Страницы: (6) 1 2 3 4 5 6

Свободен
27-06-2005 - 11:25
Я с уважением отношусь к атеистическому мировоззрению. Но мне кажется, система моральных норм, построеных в рамках этого мировоззрения, оказывается очень уязвима. Любой атеистический моральный принцип всегда может быть оспорен. Атеистические понятия добра и зла могут быть только относительными, поскольку в атеистической системе координат априори отсутствует точка отсчета. Вернее, точка отсчета добра и зла назначается произвольно. У атеиста нет высшего судии, нет заповедей, заветов и прочих реперных точек, на которых могла бы быть построена хорошая, добротная и бесспорная система моральных норм.
Поэтому мне кажется, что атеистическое общество нежизнеспособно. Ничто не может помешать этому обществу скатиться в бездну преступлений и порока.

Наверно, уважаемым господам атеистам найдется что возразить.
Но давайте возьмем конкретный пример из жизни. Предположим, что ваша знакомая, симпатичная девушка из хорошей семьи (эту роль буду играть я), вдруг заявила вам, что решила стать наркоманкой и остаток жизни провести в иллюзорном мире галлюцинаций. Вы сможете убедить меня не делать этого? Пользуясь только атеистическими аргументами? Мне бы очень хотелось. Я тогда тоже в атеистки перейду. Мне атеизм нравится. Самодостаточное, неизбыточное и компактное мировоззрение - ничего лишнего.

Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
27-06-2005 - 21:42
QUOTE (AlEHKA @ 27.06.2005 - время: 11:25)
Предположим, что ваша знакомая, симпатичная девушка из хорошей семьи (эту роль буду играть я), вдруг заявила вам, что решила стать наркоманкой и остаток жизни провести в иллюзорном мире галлюцинаций. Вы сможете убедить меня не делать этого? Пользуясь только атеистическими аргументами?

А как возможно это сделать пользуясь только религиозными постулатами?
В данном случае можно проверить только силу убеждения конкретного человека, ну уж никак не правильность религии или атеизма.

Другое дело. Вы пишете, что
QUOTE
Мне бы очень хотелось. Я тогда тоже в атеистки перейду. Мне атеизм нравится. Самодостаточное, неизбыточное и компактное мировоззрение - ничего лишнего.

Если человек готов так легко отказаться от веры, то он и так уже атеист ..... biggrin.gif

Свободен
28-06-2005 - 06:31
QUOTE (VASKA @ 27.06.2005 - время: 21:42)
А как возможно это сделать пользуясь только религиозными постулатами?

Буквально двумя словами:

"Это грешно!"

А для самых упорных:

"Гореть тебе в Аду за твои прегрешения!"

QUOTE (VASKA @ 27.06.2005 - время: 21:42)
Если человек готов так легко отказаться от веры, то он и так уже атеист ..... 


Легко отказаться от веры??? Нет, это не про меня. Доказать жизнеспособность атеистической морали (на мой взгляд) будет так же сложно, как доказать существование бога. Если бы мне удалось доказать существование бога, господа атеисты наверняка стали бы верующими. Вот и я им обещаю - докажите жизнеспособность своей морали - и я ваша. По-моему, справедливо.
Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
28-06-2005 - 22:47
QUOTE (AlEHKA @ 28.06.2005 - время: 06:31)
Буквально двумя словами:

"Это грешно!"

А для самых упорных:

"Гореть тебе в Аду за твои прегрешения!"


Это справедливо только в том случае, если наркоманка уже верующая, а значит уже живет в мире иллюзий, и лишний наркоти ей уже ничем не повредит.

Буквально двумя словами:

"Это опасно"

"Буде тебе всеобщее порицание за твои прегрешения"

Что-то я не припомню, чтобы употребление наркотиков классифицировалось, как смертный грех. Во всяком случае, далеко не во всех религиях.
Мужчина Lem0nti
Свободен
29-06-2005 - 00:50
Принципы атеизма не строятся на концепциях добра и зла. Атеизм есть идея утверждения, что люди сами творят свою судьбу, без помощи всесильного и вездесущего. Так что в атеизме даже идейно-слабых мест искать смысла нет. Потому как нет в нём идеи, есть просто утверждения, причём вполне обоснованные и оправданные.

Наркомания тут, кстати, никоим образом не может касаться религии.

Чтобы получать правильные ответы - научись задавать правильные вопросы. wink.gif
Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
29-06-2005 - 01:48
QUOTE (Lem0nti @ 29.06.2005 - время: 00:50)
Чтобы получать правильные ответы - научись задавать правильные вопросы. wink.gif

Вопросы тут не я задавал, bleh.gif а каков вопрос - таков ответ.
Мужчина Unicorn
Свободен
29-06-2005 - 07:02
QUOTE (AlEHKA @ 28.06.2005 - время: 09:31)
QUOTE (VASKA @ 27.06.2005 - время: 21:42)
А как возможно это сделать пользуясь только религиозными постулатами?

Буквально двумя словами:

"Это грешно!"

А для самых упорных:

"Гореть тебе в Аду за твои прегрешения!"



AlEHKA, мне близка Ваша позиция, но то, о чём говорится в этой цитате, скорее ближе к догматизму, нежели к религиозному осознанию. Человек глубоко верующий и духовный поступает нравственно не из страха и не из слепоты своей веры, а совершенно осознанно. Просто это осознание иного рода, нежели интеллектуальные умозаключения.

QUOTE
Если бы мне удалось доказать существование бога, господа атеисты наверняка стали бы верующими. Вот и я им обещаю - докажите жизнеспособность своей морали - и я ваша. По-моему, справедливо.


Мне кажется, доказать что-либо атеисту может только его собственный жизненный опыт, поскольку атеизм по сути основывается на вере в то, что никакого Высшего начала не существует. Если эта вера опровергнется жизненным опытом, тогда есть шанс, что атеист станет религиозным человеком.

Свободен
29-06-2005 - 07:04
QUOTE (Lem0nti @ 29.06.2005 - время: 00:50)
Принципы атеизма не строятся на концепциях добра и зла.

Потому как нет в нём идеи, есть просто утверждения, причём вполне обоснованные и оправданные.

Наркомания тут, кстати, никоим образом не может касаться религии.


Атеизм не строится на концепции добра и зла - согласна. Но определить эти понятия необходимо. Иначе общество не жизнеспособно. Вы считаете, что понятия, утверждения в атеизме обоснованы и оправданы. Понятия добра и зла тоже? На мой взгляд они принципиально не могут быть обоснованы, а стало быть, эти понятия можно считать отсутствующими в атеистическом мировоззрении. Следовательно, никаких общепризнаных моральных принципов в атеистическом обществе быть не может. А такое общество нежизнеспособно.

Наркомания не может касаться религии? Мне это утверждение показалось странным. Христианская церковь наркоманию осуждает. Да, есть народы, где традиционно употребление определенных наркотиков. Но и наркомания в нашем понимании в этих странах встречается достаточно редко.

Свободен
29-06-2005 - 07:12
QUOTE (VASKA @ 28.06.2005 - время: 22:47)
Это опасно
Буде тебе всеобщее порицание за твои прегрешения


QUOTE
-Это опасно

-Что тут опасного? Это так приятно.
QUOTE
-Будет тебе всеобщее порицание за твои прегрешения

-Ну и что? Кто они такие, чтобы меня порицать. И о каких прегрешениях ты говоришь? Это в нашем-то, свободном от предрассудков атеистическом обществе.

Свободен
29-06-2005 - 07:27
QUOTE (Unicorn @ 29.06.2005 - время: 07:02)
.... то, о чём говорится в этой цитате, скорее ближе к догматизму, нежели к религиозному осознанию. Человек глубоко верующий и духовный поступает нравственно не из страха и не из слепоты своей веры, а совершенно осознанно.

Согласна абсолютно. Но! Религия не только инструмент самопознания и самосовершенствования высокоразвитого индивидуума. Она является также основой воспитания и эталоном общественной морали. Понятно, что на определенном этапе становления личности и для людей с различной степенью развития интеллекта возможно преобладание тех или иных аспектов религиозного учения, в том числе и догматизм и религиозный страх. Осознание может прийти не сразу, а может и не прийти вовсе. В этом смысле религия универсальна - кому-то она поможет двигаться вверх, а кому-то она не даст опуститься вниз.
Мужчина Сэр Джимми Джойс
Свободен
29-06-2005 - 09:33
QUOTE
Буквально двумя словами:

"Это опасно"

"Буде тебе всеобщее порицание за твои прегрешения"


Как потенциальный наркоман :) я ответил бы так: «Все равно умирать. Зато есть шанс испытать кайф. Подумаешь, что жизнь станет короче и может оборваться в любой момент. Под кайфом и умирать не страшно».
И, кстати, речь шла об остатке жизни, так что об опасности можно и не говорить.
QUOTE
…вдруг заявила вам, что решила стать наркоманкой и остаток жизни провести в иллюзорном мире галлюцинаций.

А насчет порицаний можно ответить: «Да пошли вы все со своими порицаниями, я сам знаю, как мне жить». Так примерно и отвечают.

Чтобы долго не разглагольствовать сделаю резюме. Если нет бессмертной души, то нет и воздаяния. Следовательно, не имеет значения, как я буду поступать в жизни. Законы страны в расчет не берутся, их можно будет нарушать со спокойной совестью. А если тебя поймают, то покончить с собой и все ОК. mellow.gif
Мужчина Сэр Джимми Джойс
Свободен
29-06-2005 - 09:34
QUOTE
Атеизм есть идея утверждения, что люди сами творят свою судьбу, без помощи всесильного и вездесущего.

Судьба наша зависит от того, в какой стране ты родился, какого пола, с каким здоровьем и у каких родителей. Судьба наша зависит также от курса доллара, политической обстановки, безопасности дорожного движения, погоды, настроения начальства и других немаловажных обстоятельств. Там, где верующий видит закономерность, атеист усматривает лишь набор слепых случайностей, постоянно мешающих ему самому творить свою судьбу.
Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
29-06-2005 - 18:10
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 29.06.2005 - время: 09:33)
QUOTE
Буквально двумя словами:

"Это опасно"

"Буде тебе всеобщее порицание за твои прегрешения"


Как потенциальный наркоман :) я ответил бы так: «Все равно умирать. Зато есть шанс испытать кайф. Подумаешь, что жизнь станет короче и может оборваться в любой момент. Под кайфом и умирать не страшно».
И, кстати, речь шла об остатке жизни, так что об опасности можно и не говорить.
QUOTE
…вдруг заявила вам, что решила стать наркоманкой и остаток жизни провести в иллюзорном мире галлюцинаций.

А насчет порицаний можно ответить: «Да пошли вы все со своими порицаниями, я сам знаю, как мне жить». Так примерно и отвечают.

Чтобы долго не разглагольствовать сделаю резюме. Если нет бессмертной души, то нет и воздаяния. Следовательно, не имеет значения, как я буду поступать в жизни. Законы страны в расчет не берутся, их можно будет нарушать со спокойной совестью. А если тебя поймают, то покончить с собой и все ОК. mellow.gif

Ну а утверждение "Это грешно", что, более действенно? Да плевал я на грехи, если мне в кайф. Не согрешишь - не покаешся.

А про "гореть в аду" - вообще смешно. Покажите мне этот ад.

QUOTE
Человек глубоко верующий и духовный поступает нравственно не из страха и не из слепоты своей веры, а совершенно осознанно. Просто это осознание иного рода, нежели интеллектуальные умозаключения.

А атеист что, из страха? Или Вы считаете что у атеиста не может быть моральных принципов (не путать с моральным кодексом строителя коммунизма)? Да у многих они покруче будут, чем десять заповедей.
К тому-же верующий может рассчитывать на отпущение грехов, а атеисту это не светит.
Мужчина Lem0nti
Свободен
29-06-2005 - 21:00
QUOTE
Атеизм не строится на концепции добра и зла - согласна. Но определить эти понятия необходимо. Иначе общество не жизнеспособно.
О каком добре и зле ты говоришь? Атеизм на то и атеизм что признаёт что то, что для одного добро, то вполне для другого зло. А вот мир как раз без этих понятий существует и даже процветает - посмотрите вокруг. Пример? Вы серьёзно попросили пример? Хорошо - политика...
Летят самолёты и танки горят...
А наши войска всех подряд забомбят.

Вот мы воюем с чечнёй (для особенно продвинутых - воевали), отряд наших спецназовцев уничтожил бандформирование - нам хорошо, им плохо... Разве это не пример? А по поводу фразы "Чтобы получать правильные ответы - научись задавать правильные вопросы." Это я как раз вам, AlEHKA, адресовал - не стоит искать истину там где её нет. Атеизм на то и атеизм, чтобы не определять то, что веры называют вечными ценностями, ну нет их по определению в атеизме и точка...

Продолжим разговор?

Свободен
30-06-2005 - 08:12
QUOTE (Lem0nti @ 29.06.2005 - время: 21:00)
Атеизм на то и атеизм что признаёт что то, что для одного добро, то вполне для другого зло.


В такой трактовке это у вас не атеизм, а сатанизм какой-то получается. Каждый сам за себя, так?

QUOTE (Lem0nti @ 29.06.2005 - время: 21:00)
А вот мир как раз без этих понятий существует и даже процветает - посмотрите вокруг.


Да, мир пока существует... Процветанием нынешнее положение вещей язык как-то не поворачивается назвать. На мой взгляд, существует он не благодаря отказу от понятий добра и зла, а вопреки этому. Религия оказывала и оказывает значительное влияние на состояние умов, поэтому моральные принципы не преданы еще окончательному забвению. Социальные нормы, нормы поведения в обществе построены на нормах религиозной морали. Так продолжается много веков, и эти нормы стали казаться естественными всем, даже атеистам. В обществе, насквозь проникнутом духом религиозной морали, отдельные его члены могут позволить себе роскошь и провозгласить себя атеистами. В этом нет ничего страшного, пока традиции сильны, от двух-трех атеистов большого вреда не будет. Но разрастаясь, атеизм неизбежно будет разрушать общество. Что мы и наблюдаем.

Свободен
30-06-2005 - 10:39
QUOTE (VASKA @ 29.06.2005 - время: 18:10)
Ну а утверждение "Это грешно", что, более действенно? Да плевал я на грехи, если мне в кайф. Не согрешишь - не покаешся.

А про "гореть в аду" - вообще смешно. Покажите мне этот ад.

Или Вы считаете что у атеиста не может быть моральных принципов (не путать с моральным кодексом строителя коммунизма)? Да у многих они покруче будут, чем десять заповедей.

Прошу прощения, но вы немного напутали.
Это для вас "грешно" - не аргумент. Для верующего это вполне весомый аргумент.
Это для вас ад не страшен и даже смешон. Для верующего все по-другому.

Я не считаю, что атеист не может иметь моральных принципов. Но я полагаю, что эти принципы основаны на тех или иных религиозных заповедях. Вы согласны? Или у вас принципы разнятся с тем, что было записано на скрижалях?
Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
30-06-2005 - 13:09
QUOTE (AlEHKA @ 30.06.2005 - время: 10:39)
Прошу прощения, но вы немного напутали.
Это для вас "грешно" - не аргумент. Для верующего это вполне весомый аргумент.
Это для вас ад не страшен и даже смешон. Для верующего все по-другому.

Я не считаю, что атеист не может иметь моральных принципов. Но я полагаю, что эти принципы основаны на тех или иных религиозных заповедях. Вы согласны? Или у вас принципы разнятся с тем, что было записано на скрижалях?

1. Будем следовать ВАШЕЙ логике.
Для верующего слова "грешно", "ад" несомненно являются весомым аргументом. Но если он (или она) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верит, то на кой ляд тогда сдались наркотики, а если верит только на словах, то и понятия эти не будут иметь должного действия. То есть, того, кого можно убедить, и убеждать то ни в чем не требуется, а того, кого убедить необходимо, данными аргументами этого сделать не получится.

2. Дорогая AlEHKA, не нужно подменять понятия. Это не моральные принципы основаны на тех или иных религиозных заповедях, а религиозные заповеди выведены из моральных принципов. И религиозные заповеди сильно зависят от того общества, внутри которого они возникли.

Свободен
30-06-2005 - 13:22
Vaska.
1. Вернемся к началу разговора. Я утверждала, что в рамках атеистического мировоззрения невозможно найти по настоящему весомых аргументов, чтобы спасти вставшего на путь порока человека. Мы отклонились от темы. Я не собиралась обсуждать степень убедительности аргументов, основаных на религиозных воззрениях, это мне и так известно, а вам, как атеисту, по-видимому, неинтересно.
2. Глупо спорить что первично, а что вторично. Для нас существенно, что религиозные моральные принципы незыблемы и обязательны к выполнению. А атеистические... Не основаны не на чем. Просто провозглашены. Сотрясение воздуха.
Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
30-06-2005 - 17:53
Ну что-ж, вернемся.
Для того, чтобы сработала сила религиозного убеждения, необходимо, чтобы объект был сугубо верующим, причем сторонник той же религии, что и Вы. (Попробуйте убедить приверженца ислама, что три жены - это плохо.) А если он и так верующий, то зачем ему другой "опиум"? Ему и одного хватает.

2. Католикам это объясните. Как стыкуется "Варфоломеевская ночь" с заповедью "не убий"? Или представители других религий нам не "ближние" и заповеди, по отношению к ним силы не имеют. А для атеиста все люди - просто ЛЮДИ вне зависимости от того во что они верят, и верят ли. Тут уже в действие вступают общечеловеческие моральные принципы, которые гораздо шире "заповедей". Моральность человека зависит не столько от веры, сколько от воспитания и среды, в которой он живет.

Религия, судя по Вашим словам, основана на страхе, а атеизм - на убеждении.
Мужчина igore
Свободен
30-06-2005 - 18:21
QUOTE (AlEHKA @ 27.06.2005 - время: 11:25)
Но мне кажется, система моральных норм, построеных в рамках этого мировоззрения, оказывается очень уязвима. Любой атеистический моральный принцип всегда может быть оспорен. Атеистические понятия добра и зла могут быть только относительными, поскольку в атеистической системе координат априори отсутствует точка отсчета. Вернее, точка отсчета добра и зла назначается произвольно. У атеиста нет высшего судии, нет заповедей, заветов и прочих реперных точек, на которых могла бы быть построена хорошая, добротная и бесспорная система моральных норм.

Уже не первый раз сталкиваюсь с такой странной позицией верующих, которые почему-то искренне убеждены, что у атеистов не может быть действенной системы моральных ценностей. Абсолютно неверно. И вообще непонятно –на чем это основывается? Что это, такая попытка возвыситься за счет принижения атеистов после семидесяти лет гонений на религию?

QUOTE
Любой атеистический моральный принцип всегда может быть оспорен.


А вы вообще уверены, что моральные принципы атеиста чем-то отличаются от моральных принципов человека верующего? По-моему, между нами нет никакой существенной разницы. Разве вы в обыденной жизни руководствуетесь именно религиозными предписаниями, а не своим внутренним убеждением, что хорошо, а что плохо? Почему вы не убиваете людей? Только потому, что в заповедях сказано «не убий»? Или потому, что опасаетесь попасть в ад? Мне кажется, что вы в первую очередь чувствуете некий внутренний запрет. И лишь во вторую очередь вспоминаете о заповедях, аде и прочем. А вот это самое внутреннее убеждение – убивать плохо, насиловать плохо и т.д. – оно одинаково у любого человека. Оно или есть, или его нет. И если нет, то уже не имеет значения в какого бога верит этот человек. Или не верит ни в какого вообще. Это несущественно. Верующий человек может оказаться жестоким убийцей, а атеист – пацифистом.

QUOTE
Атеистические понятия добра и зла могут быть только относительными


Опять же не вижу чем понятия добра и зла человека верующего отличаются от понятий добра и зла человека неверующего?

QUOTE
в атеистической системе координат априори отсутствует точка отсчета


А что вы подразумеваете под «точкой отсчета»?

QUOTE
Вернее, точка отсчета добра и зла назначается произвольно.


То же самое можно сказать и о религиозной точке зрения: убивать – плохо, но убивать во имя веры – хорошо, в рай попадешь. Да нет, скорее уж это в религиозной системе точка отсчета добра и зла выбирается произвольно, исходя из интересов той или иной религиозной конфессии. В атеистической же системе градация более строгая: от сих до сих – позволительно, преступивший эту черту – преступник, даже если у него и есть какие-то смягчающие обстоятельства.

QUOTE
Поэтому мне кажется, что атеистическое общество нежизнеспособно. Ничто не может помешать этому обществу скатиться в бездну преступлений и порока.


По-моему исторический опыт убеждает в обратном – общество, построенное на безусловной религиозности, так и не смогло за несколько тысяч лет вылезти из «бездны преступлений и порока». Причем рассадником этого самого порока зачастую выступало именно духовенство, обязанное блюсти нравственность социума.

QUOTE
Буквально двумя словами:

"Это грешно!"

А для самых упорных:

"Гореть тебе в Аду за твои прегрешения!"


Аленка, покажите мне хоть одного наркомана, которого смогут остановить такие аргументы :) ? Не верю я в существование таких.

QUOTE
Если бы мне удалось доказать существование бога, господа атеисты наверняка стали бы верующими.


Поверьте, далеко не все happy.gif .

QUOTE
Следовательно, никаких общепризнанных моральных принципов в атеистическом обществе быть не может.


Господи! На чем основано такое дикое утверждение? Мы с вами как раз таки живем в преимущественно атеистическом обществе, сколько бы там у нас людей не ходило в церковь. Хотите сказать, что у нас с вами (да, да, вы тоже в этом обществе живете) нет «общепризнанных моральных принципов? Ну так обоснуйте это хоть чем-то :) .


Unicorn
QUOTE
атеизм по сути основывается на вере в то, что никакого Высшего начала не существует.


И все-таки, imho, атеизм – это не вера, это отсутствие веры. Верующий верит не потому, что ему доказали существование бога, а потому что чувствует внутреннюю потребность в этой вере. Атеист не верит не потому, что ему доказали, что бога не существует, а потому что у него нет этой потребности в вере. Верующий нуждается в боге. Атеист – нет.


Сэр Джимми Джойс
QUOTE
Если нет бессмертной души, то нет и воздаяния. Следовательно, не имеет значения, как я буду поступать в жизни.


Имеет, очень большое значение имеет.
А вот как раз таки позиция людей верующих, кивающих на то, что, мол, после смерти за грехи следует воздаяние, и потому нельзя грешить, лично у меня вызывает крайнюю неприязнь. Что ж это получается? Верующий избегает греха не потому, что это плохо, недостойно, а только лишь потому, что в посмертии его за это отшлепают по попке? Подобная мотивация отнюдь не гарантирует, что человек действительно осознает, какие поступки добродетельны, а какие нет, и почему. Он, может, и рад бы согрешить, но боится, что его за это накажут и отнимут сладкую конфету в виде Царствия Божия. А если согрешит, то уж как-нибудь откупится – покаянием, исповедью, пожертвованием или еще чем-либо... Нечестно это. И просто мерзко. Прямо какая-то сделка человека с богом – я следую твоим глупым заповедям, господь, а ты за это, уж будь добр, вынь да положь мне вечную жизнь в раю...

Мне больше импонирует атеистическая точка зрения: самый строгий судия для каждого человека – это он сам.

QUOTE
Законы страны в расчет не берутся, их можно будет нарушать со спокойной совестью.


Нет, не понять мне господ верующих. Ну вот на чем основывается такое убеждение? У нас что, все преступники атеисты? Да нет, верующих среди них ничуть не меньше, а возможно что и побольше. Ну так откуда тогда берется такое наивное убеждение, что для атеиста законы общества, государства не значат ровным счетом ничего? Или просто так хочется думать?
Мужчина Сэр Джимми Джойс
Свободен
30-06-2005 - 22:19
Ну-с, начнем:
QUOTE
Что это, такая попытка возвыситься за счет принижения атеистов после семидесяти лет гонений на религию?

Нет, это не попытка возвышения. Мне, вот, далеко не семьдесят лет и я не в состоянии прочувствовать последствия гонений на религию. Просто существует такое понятие как ревностное отношение к духовным ценностям. И так уж исторически сложилось, что моральные принципы, как максима европейской культуры, заслуга религиозных институтов. Возможно, без этого у атеистов не было бы тех устоев, какие есть. А они, бесспорно, есть.
QUOTE
А вы вообще уверены, что моральные принципы атеиста чем-то отличаются от моральных принципов человека верующего? По-моему, между нами нет никакой существенной разницы.

Вот поэтому между нами и нет разницы.
QUOTE
Разве вы в обыденной жизни руководствуетесь именно религиозными предписаниями, а не своим внутренним убеждением, что хорошо, а что плохо?

Конечно, все мы руководствуемся внутренним убеждением. Даже верующий может отступиться от своей веры, а атеист совершить акт самопожертвования. Но и сдерживающие факторы тоже существуют. Причем тебе кажется, что это твое внутреннее убеждение, а на самом деле здравый смысл подсказывает, что за преступление надо платить. Разумнее быть примерным гражданином, чем преступником, потому что себе дороже. Но вот убери эти факторы, как это бывает на войне (я слушал такие истории от людей, которые там были) и убить человека или изнасиловать и убить женщину с какого-нибудь аула становится очень интересно попробовать. Потому что все равно в этом ауле производится зачистка, а экспертизу над убитыми никто проводить не будет. Но только не верующему, который лучше сам погибнет, чем погубит другого. Либо предаст свою веру и тогда он уже не верующий.
QUOTE
Почему вы не убиваете людей? Только потому, что в заповедях сказано «не убий»? Или потому, что опасаетесь попасть в ад? Мне кажется, что вы в первую очередь чувствуете некий внутренний запрет. И лишь во вторую очередь вспоминаете о заповедях, аде и прочем. А вот это самое внутреннее убеждение – убивать плохо, насиловать плохо и т.д. – оно одинаково у любого человека.

А вот это истина в последней инстанции! Но откуда оно это внутреннее чувство? Биологический механизм или пресловутое религиозное чувство называемое в религии «совестью»? И почему совесть иногда нам претит соблюдать важнейший закон природы «выживает сильнейший»? Не потому ли, что она стоит выше природы и делает человека таким же? Что без совести человек бы снова стал животным? Не есть ли она «глас Божий» говорящий с нами внутри и направляющий все наши действия?
Все это звучит неубедительно, но это очевидно. Человек не становится человеком сам по себе. Видимо, есть первоисточник его человечества.
QUOTE
Да нет, скорее уж это в религиозной системе точка отсчета добра и зла выбирается произвольно, исходя из интересов той или иной религиозной конфессии. В атеистической же системе градация более строгая: от сих до сих – позволительно, преступивший эту черту – преступник, даже если у него и есть какие-то смягчающие обстоятельства.

Я не юрист, но вроде есть такое понятие, как «освободительная лазейка», такая вот дыра в законе, которые опытные юристы используют для оправдания не совсем законных дел. Да и законы, как известно, отвечают интересам правящего класса. Прибавьте сюда коррупцию и взяточничество.
QUOTE
То же самое можно сказать и о религиозной точке зрения: убивать – плохо, но убивать во имя веры – хорошо, в рай попадешь.

Лично я испытываю большой стыд за такие дела, творимые именем Божиим. Одно знаю, что как бы они не назывались, к какой бы религии не принадлежали, они ничего не имеют общего с теми учениями, которые лежат в основе этих религий. Правильно и лаконично написал Буд: «Никакого богоугодного убийства быть не может». Убийство не угодно Богу никогда.
QUOTE
По-моему исторический опыт убеждает в обратном – общество, построенное на безусловной религиозности, так и не смогло за несколько тысяч лет вылезти из «бездны преступлений и порока». Причем рассадником этого самого порока зачастую выступало именно духовенство, обязанное блюсти нравственность социума.

А может дело не только в духовенстве, а в пастве? У людей своя голова на плечах и она нужна не только для того, чтобы кушать. Для меня замечательным примером является история израильского народа, описанная в Ветхом завете. Даны были 10 заповедей. Нате, соблюдайте. А нет! Пока Моисей еще на горе был, отлили золотых тельцов и плясали. А ведь знали, зачем он туда пошел. Ладно, с грехом пополам приняли заповеди. А кто нас рассудит, что мы эти заповеди соблюли? Идите к священнику, он рассудит. Незачем нам к священнику, он с вами заодно, хотим судью иметь из народа. Делать нечего. Дали им судей. Прошло еще немного времени. Надоели нам судьи, со своими нравоучениями, хотим настоящего сильного правителя! Бог ваш Царь. Бог на небе, а мы на земле, давайте нам царя! Получили царя. Да, вот еще. Заповеди-то оказались слишком сложные, всего 10, а споров куча. Получайте Второзаконие. С подробным описанием чего делать можно, а чего нельзя. Помогло? Нет. Ближайшие соседи-язычники, против которых иудеи воевали, оказались в сто раз привлекательнее с их простым набором традиций и верований. И это избранный народ. Народ жестоковыйный и прелюбодейный. Что же говорить о других народах? Кого еще обвиним?

Поэтому каждый искренне верующий идет своим путем, не обращая внимания на общество и на чужие поступки. Он смотрит только за собой, за своими «бревнами в глазу».
QUOTE
QUOTE
 
Если бы мне удалось доказать существование бога, господа атеисты наверняка стали бы верующими.

Поверьте, далеко не все .

Согласен. Если вас ничто не убеждает, то даже если мертвец выйдет из могилы, вы будете требовать у него доказательств, действительно ли он был мертвым.
QUOTE
QUOTE
Следовательно, никаких общепризнанных моральных принципов в атеистическом обществе быть не может.
Господи! На чем основано такое дикое утверждение? Мы с вами как раз таки живем в преимущественно атеистическом обществе, сколько бы там у нас людей не ходило в церковь. Хотите сказать, что у нас с вами (да, да, вы тоже в этом обществе живете) нет «общепризнанных моральных принципов? Ну так обоснуйте это хоть чем-то :) .

Мне кажется, AlEHKA имела ввиду, если отбросить все моральные принципы, возникшие в лоне религии, то атеизму ничего не останется. Но, возможно, я ошибаюсь.
QUOTE
QUOTE
Законы страны в расчет не берутся, их можно будет нарушать со спокойной совестью.
Нет, не понять мне господ верующих. Ну вот на чем основывается такое убеждение? У нас что, все преступники атеисты? Да нет, верующих среди них ничуть не меньше, а возможно что и побольше. Ну так откуда тогда берется такое наивное убеждение, что для атеиста законы общества, государства не значат ровным счетом ничего? Или просто так хочется думать?

Как я уже говорил, это возможно (не значит «происходит повсюду»), если быть уверенным, что бессмертия нет. Но этого ни доказать, ни опровергнуть нельзя, поэтому незнание этого удерживает нас от таких поступков.
Про преступников я тоже, вроде, говорил.
Чего я боюсь в посмертии? Потерять объект своей любви, к которому привязан свой душей в буквальном смысле. Не иметь возможности снова с Ним встретиться. Это страшно. И не надо думать, что религиозный человек верит в чертей и адские пытки. Мы не в средние века живем.



Пара Ж+Ж Свой вариант
В поиске
30-06-2005 - 22:55
Мдя-с. Тяжелая артиллерия в ход пошла. blink.gif

Почему-то все упустили из виду, что ВЕРА и РЕЛИГИЯ далеко не одно и то-же, а в двух вышеидущих постах оба эти понятия свалены в одну кучу.
Мужчина Lem0nti
Свободен
30-06-2005 - 23:35
2 AlEHKA
Мне кажется вам стоит немного поднатореть в понятих. Выяснить, в конце-концов, что же такое атеизм. Даю подсказку - это идея отсутствия бога как такового, соответственно добро и зло трактуются человеком так, как ему нравится в рамках того так как диктует ему семья, друзья, общество.

Свободен
01-07-2005 - 08:02
QUOTE (Lem0nti @ 30.06.2005 - время: 23:35)
Мне кажется вам стоит немного поднатореть в понятих. Выяснить, в конце-концов, что же такое атеизм. Даю подсказку - это идея отсутствия бога как такового, соответственно добро и зло трактуются человеком так, как ему нравится в рамках того так как диктует ему семья, друзья, общество.

Благодарю за подсказку. Вы очень доходчиво все объяснили, очень понятно. Я для того и хожу на форум, чтобы общаться с интерсными, знающими собеседниками, узнать что-то новое, "поднатореть в понятиях", как вы выразились. Но мне показалось, что в данном случае я не давала повода заподозрить, что мне неизвестно значение понятия "атеизм".

Свободен
01-07-2005 - 08:48
QUOTE (Igore)
Господи! На чем основано такое дикое утверждение? Мы с вами как раз таки живем в преимущественно атеистическом обществе, сколько бы там у нас людей не ходило в церковь. Хотите сказать, что у нас с вами (да, да, вы тоже в этом обществе живете) нет «общепризнанных моральных принципов? Ну так обоснуйте это хоть чем-то :) .


Вы полагаете, что мы живем преимущественно в атеистическом обществе? Позвольте с вами не согласиться. Я уже писала, что религиозная мораль пропитала все наше общество как вода губку. Наши бабушки-пробабушки, деды-прадеды, в большинстве своем, были вполне верующими людьми и воспитывали своих детей (наших мам и пап) в соответствующем духе. Моральные устои и социальные нормы, которые вы считаете приемлимыми для себя, ни что иное, как нормы и устои религиозные. Вы и сами пропитаны насквозь религиозной моралью. Не верите?
Обратите внимание, с какого слова начинается цитата, которая взята из вашего поста. Это не случайно вырвавшееся слово. Лексический состав языка отражает образ мыслей. Вы по-прежнему подсознательно уповаете на господа.
И именно по этой причине в нашем обществе пока имеются общепризнанные моральные принципы. Так что обосновывать их отсутствие незачем.
Мужчина igore
Свободен
01-07-2005 - 18:33
QUOTE (AlEHKA @ 01.07.2005 - время: 08:48)
Моральные устои и социальные нормы, которые вы считаете приемлимыми для себя, ни что иное, как нормы и устои религиозные.

Абсолютно не согласен :) . Вы сильно переоцениваете значимость всевозможных заповедей и прочей дребедени для развития общества. Мораль нашего с вами общества ни в коей мере не проистекает из религиозных устоев. Напротив, всевозможные заповеди, заветы и прочее – не более чем производная от механизмов внутренней регуляции социума, складывавшихся абсолютно естественным путем, а не под влиянием религиозных норм. Если вы посмотрите на историю права, то увидите, что все то, что вы привыкли считать нормами религиозной морали, противопоставляя их правовым нормам, изначально как раз таки и играло роль этих самых норм права – и уголовных, и гражданско-правовых и других. Так же как религия в свое время во многом заменяла несуществующую на тот момент науку, так и религиозные нормы играли роль современного законодательства. Вот только возникали, формировались и видоизменялись эти нормы отнюдь не под влиянием религиозных воззрений, а вследствие того, что люди нуждались в установлении общих для всех правил. И определяя их, они исходили из наработанного опыта взаимодействия – убивать плохо, воровать плохо, потому что это нарушает общую безопасность, ущемляет интересы большого количества людей и рано или поздно может задеть каждого. А значит, это надо запретить и оградить от нарушения установленным наказанием. И так далее. Сложный механизм. Но религиозному чувству здесь места нет. Люди заботились об удобстве и безопасности сосуществования друг с другом. Религия, а точнее церковь в любом ее проявлении лишь освещала выработанные нормы своим авторитетом. Потому во всех без исключения цивилизациях древности самые первые правовые нормы оформлялись как религиозные заветы. Но лишь оформлялись. Не более того. Вырабатывало эти нормы общество. Современное общество на данном этапе развития вполне способно разрабатывать эти нормы уже без какого-либо участия церкви.

QUOTE
Обратите внимание, с какого слова начинается цитата, которая взята из вашего поста. Это не случайно вырвавшееся слово. Лексический состав языка отражает образ мыслей. Вы по-прежнему подсознательно уповаете на господа.


Аленка, вы попались ))) Вы уже не первая, кто ловится на эту удочку wink.gif . Поверьте, для меня слова «господи», «о боже», «боже правый» и т.д. – не более чем устоявшиеся выражения. Неужели вы думаете, что атеист должен полностью вычеркнуть из своей речи всякое упоминание слова «бог» или «господь»? Почему? И заметьте, что «бог» я всегда пишу с маленькой буквы, так как имею в виду не конкретно христианского или какого-либо другого бога, а просто понятие божества.

QUOTE
И именно по этой причине в нашем обществе пока имеются общепризнанные моральные принципы.


Имеются. Но не благодаря, а скорее вопреки тысячелетиям религиозной истории.
Мужчина Lem0nti
Свободен
02-07-2005 - 12:49
2 AlEHKA
Интересно получается... Вы утверждаете что понимаете что такое атеизм, однако нам его описываете совершенно в другом смысле. Загадочная девушка :)
Мужчина igore
Свободен
02-07-2005 - 17:40
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 30.06.2005 - время: 22:19)
И так уж исторически сложилось, что моральные принципы, как максима европейской культуры, заслуга религиозных институтов.

Спорно. Скорее уж «религиозным институтам» можно поставить в упрек, что со своей стороны они сделали все мыслимое и немыслимое для того, чтобы у людей вообще не осталось никаких моральных принципов.

QUOTE
Даже верующий может отступиться от своей веры, а атеист совершить акт самопожертвования.


Интересный момент. Это я про последнюю фразу. Следует ли из этого, что в вашем представлении атеист как таковой не способен на акт самопожертвования, и что с его стороны это будет чем-то исключительным?

QUOTE
Но вот убери эти факторы, как это бывает на войне... и убить человека или изнасиловать и убить женщину с какого-нибудь аула становится очень интересно попробовать... Но только не верующему, который лучше сам погибнет, чем погубит другого.


Как человек, который участвовал в зачистках, могу вас заверить – поведение солдата ни на грамм не зависит от того верующий он или нет. Ни на сотую долю.

QUOTE
Либо предаст свою веру и тогда он уже не верующий.


В таком случае верующих у нас считанные единицы. А остальные – неверующие, хоть и ходят в церковь.

QUOTE
Но откуда оно это внутреннее чувство? Биологический механизм или пресловутое религиозное чувство называемое в религии «совестью»?


Да, совесть. Но для меня это не религиозное чувство, а механизм сдерживания, выработанный тысячелетним опытом взаимососуществования людей.

QUOTE
Если вас ничто не убеждает, то даже если мертвец выйдет из могилы, вы будете требовать у него доказательств, действительно ли он был мертвым.


Нет, вы немного не поняли, что я хотел сказать. Даже если бы было доказано существование бога, я не стал бы верующим в полном смысле этого слова. Да, я знал бы, что он есть. Но обращаться к нему не стал. Еще раз повторяю – у меня нет потребности в боге.

QUOTE
Мне кажется, AlEHKA имела в виду, если отбросить все моральные принципы, возникшие в лоне религии, то атеизму ничего не останется.


Единственные принципы, возникшие в лоне религии это – бей тех, кто верует не так, как мы, потому что мы веруем истинно, а они нет, за что и должны быть побиты. Все остальное, как и сама религия и все связанные с нею философские системы, моральные и этические принципы – есть порождение человеческого общества. Не надо преувеличивать роль религии, она такое же производное, как и мораль, нравственность, этика. Просто роль религии заключалась в том числе в закреплении этических норм в отсутствии современной правовой системы.

QUOTE
Как я уже говорил, это возможно (не значит «происходит повсюду»), если быть уверенным, что бессмертия нет.


Не вижу никакой связи с вашим утверждением, что атеиста законы общества несущественны. Очень даже существенны.
Мужчина Сэр Джимми Джойс
Свободен
02-07-2005 - 23:48
QUOTE
Скорее уж «религиозным институтам» можно поставить в упрек, что со своей стороны они сделали все мыслимое и немыслимое для того, чтобы у людей вообще не осталось никаких моральных принципов.

Необоснованное утверждение. Обоснуйте.
QUOTE
В таком случае верующих у нас считанные единицы. А остальные – неверующие, хоть и ходят в церковь.

Так и есть. Об этом даже учат в самой церкви. Хождение в церковь не делает верующим автоматически. Употребление религиозной символики и соблюдение праздников и обрядов не делает верующим. Верование – это интимный союз между Богом и человеком – это нравственный выбор. Человек, уверовавший в Бога искренне, не выставляет свою веру напоказ. Вера без дел мертва, а добродетель всегда совершается втайне. Такой человек всегда ближе к Богу, даже если в церковь никогда не ходил. Может, даже, это вы. Вам бы только в Бога уверовать и у вас есть все шансы стяжать венцы небесные. smile.gif
QUOTE
Да, совесть. Но для меня это не религиозное чувство, а механизм сдерживания, выработанный тысячелетним опытом взаимососуществования людей.

Наверное, вы имели в виду более продолжительный срок возникновения этого механизма. Не столь важно. В первых письменных источниках, содержащих литературные повествования и мифы, описаны те же поступки людей, что и у современников. Меняется форма, содержание остается прежним. Почему этот механизм не совершенствовался и не изменился за почти 5000 лет? Сколько там, по подсчетам, существует человек разумный? Меняется только быт, а люди остаются прежними. Прав был мудрец, когда сказал: «Нет ничего нового под солнцем. Вот, говорят, это новое, но это уже было до нас в веках». И почему этот механизм сдерживания дает сбои?
QUOTE
Единственные принципы, возникшие в лоне религии это – бей тех, кто верует не так, как мы, потому что мы веруем истинно, а они нет, за что и должны быть побиты. Все остальное, как и сама религия и все связанные с нею философские системы, моральные и этические принципы – есть порождение человеческого общества. Не надо преувеличивать роль религии, она такое же производное, как и мораль, нравственность, этика. Просто роль религии заключалась в том числе в закреплении этических норм в отсутствии современной правовой системы.

Простите, но позиция «бей тех, кто верует не так, как мы» присуща и политическим партиям, и научным институтам, и спортивным ассоциациям и просто дворовым группировкам. Это тоже механизм, выработанный с незапамятных времен. Называется «внутривидовая борьба за территорию и сферы влияния». Может, к заслугам религии причислим все природные механизмы?
Далее. Надеюсь, что вы верите, что есть духовная сфера человека, куда можно отнести искусство и творчество. Так вот, законы религиозные, в идеале (в том смысле, в котором к ним стремится настоящий верующий человек) законы духовной сферы. А вот обыденное сознание масс превращает их исполнение в фикцию, в результате чего вы считаете их прообразом правовой системы.
Я бы сказал наоборот. Правовая система – это несовершенная модель законов духовного порядка. Почему? Потому что несовершенна судебная система. Во-первых, не пойман, не вор (читай «преступник»). Во-вторых, требуется установить состав преступления. В-третьих, дело можно уладить подкупом.
В духовном законодательстве в качестве Судьи выступает всевидящий и всезнающий Бог, судящий не только по делам, но и по мыслям. Причем Судья всегда готов помиловать за любое преступление, если видит раскаяние и готовность к исправлению. Весь этот судебный процесс осуществляется в сердце человека, возможность подкупить или скрыть свое преступление отсутствует, т.к. человек не может скрыться от самого себя. Да, это что-то из области невероятного, но это работает лучше, чем любые сдерживающие механизмы. Я бы даже сказал, что религиозная мораль – это наивысшее достижение человечества, которое еще ждет своего осуществления на практике и воплощения в жизнь.
QUOTE
Не вижу никакой связи с вашим утверждением, что для атеиста законы общества несущественны. Очень даже существенны.

Согласен. Не спорю, что для вас они существенны. Но меня, также как и вас, окружает огромное множество людей, которые поступаются законом в мелочах. Про нравственность говорить вообще не приходится, сейчас наблюдается ее сильный упадок. Воровство и обман – это нормы каждого. Прелюбодеяние – норма каждого второго. И т.д. и т.п. Все это подается в красивой упаковке и называется, соответственно, зарабатыванием денег и сексуальным образованием. Но ведь можно заработать на жизнь без воровства? Можно, но хочется большего. Бывает завидно. Хочу лучше, чем у него. Престиж. Статус. Уважение. Это не считается грехом в правовой системе, но совершенно очевидно, что желание самопревозношения перед другими людьми, в чем бы это не выражалось, является нарушением закона духовного «не сотвори себе кумира». Вот это нарушение, как раз, не существенно для атеистического мировоззрения. А подобных примеров множество.
QUOTE
Интересный момент. Это я про последнюю фразу. Следует ли из этого, что в вашем представлении атеист как таковой не способен на акт самопожертвования, и что с его стороны это будет чем-то исключительным?

Способен. Герои Великой Отечественной войны этому подтверждение. Исключительным? В некотором смысле. В смысле, что умирать для атеиста бессмысленно. Да, чтобы придать смерти смысл, атеист идет на самопожертвование, потому что перед смертью это дает утешение. Мол, не зря умираю. Но с атеистической позиции, в принципе зря, потому что те, за кого он погиб, тоже умрут каждый в свое время. И еще не известно, проживут ли они подаренную жизнь достойно или нет, может герой, будь он жив, принес больше пользы обществу, чем тот, кто остался.
В религиозном же сознании бессмысленных смертей не бывает, т.к. существует посмертие.
Мужчина Джелу
Свободен
03-07-2005 - 04:12
Грустно, товарищи. Грустно. Воинствующий атеизм также безобразен как и религозные войны. К вере или к ее отстутствию нужно придти. Спокойно. Милосердно. Хотя, на мой взгляд, атеизм - удел избранных. Обычный человек не может без веры во что-то вечное и справедлтвое. Простой пример. Русские солдаты шли в бой "за Бога и царя". Советские - "За Ленина! За Сталина".

Свободен
03-07-2005 - 06:47
QUOTE (Lem0nti @ 02.07.2005 - время: 12:49)
2 AlEHKA
Интересно получается... Вы утверждаете что понимаете что такое атеизм, однако нам его описываете совершенно в другом смысле. Загадочная девушка :)

Не припомню, чтобы в моих постах было что-нибудь, что можно было бы назвать "описанием атеизма". Возможно, вы меня с какой-то другой загадочной девушкой перепутали. А может, невнимательно читали. А то, что у вас не нашлось аргументов по сути обсуждаемой проблемы, свидетельствует, по-видимому, о том, что мне удалось вас в чем-то убедить. :-)

Свободен
03-07-2005 - 07:12
QUOTE (igore @ 01.07.2005 - время: 18:33)
Если вы посмотрите на историю права, то увидите, что все то, что вы привыкли считать нормами религиозной морали, противопоставляя их правовым нормам, изначально как раз таки и играло роль этих самых норм права – и уголовных, и гражданско-правовых и других.
....и религиозные нормы играли роль современного законодательства. 


Вы серьезно так думаете? На мой взгляд, вы намеренно (или по незнанию) подменяете понятия. Религиозные нормы, конечно, определенным образом соотносятся с нормами правовыми. Но, например, среди заповедей Моисеевых только три имеют прямой аналог в законодательстве (не убей, не укради, не лжесвидетельствуй), остальные (напомню, их всего десять) вовсе не лежат в плоскости права. Да и вообще, нормы морали законодательством не регулируются...

QUOTE (igore @ 01.07.2005 - время: 18:33)
Поверьте, для меня слова «господи», «о боже», «боже правый» и т.д. – не более чем устоявшиеся выражения. Неужели вы думаете, что атеист должен полностью вычеркнуть из своей речи всякое упоминание слова «бог» или «господь»? Почему? И заметьте, что «бог» я всегда пишу с маленькой буквы, так как имею в виду не конкретно христианского или какого-либо другого бога, а просто понятие божества.


Вы совершенно правы. Я именно это и имела в ввиду. Действительно, упомянутые вами слова и выражения являются привычными, устоявшимися. Точно так же, как привычными, устоявшимися в обществе являются религиозные моральные нормы. Многие не подозревают об их происхождении, но продолжают следовать им.

QUOTE (igore)
И все-таки, imho, атеизм – это не вера, это отсутствие веры. Верующий верит не потому, что ему доказали существование бога, а потому что чувствует внутреннюю потребность в этой вере. Атеист не верит не потому, что ему доказали, что бога не существует, а потому что у него нет этой потребности в вере. Верующий нуждается в боге. Атеист – нет.


Два рыбака заспорили, сидит ли в омуте под корягой сом или нет. Один говорит: "я верю, что он там есть". А другой: "я верю, что там его нет". Совершенно симметричная ситуация - один верит в одно, другой в другое. Можно сколь угодно долго жонглировать словами об "отсутствии потребности веры в то, что сом сидит под корягой", но суть от этого не меняется. Оба совершенно в равном положении, оба верят в недоказуемое.
Мужчина igore
Свободен
03-07-2005 - 17:39
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 02.07.2005 - время: 23:48)
QUOTE
Скорее уж «религиозным институтам» можно поставить в упрек, что со своей стороны они сделали все мыслимое и немыслимое для того, чтобы у людей вообще не осталось никаких моральных принципов.

Необоснованное утверждение. Обоснуйте.

История христианской церкви. История исламского мира. И далее. Люди, обязанные блюсти законы божии, считающие себя вправе карать других за отклонение от пути истинного, на деле оказывались более порочными и развращенными, чем миряне. Борьба с ересью превращалась в борьбу с инакомыслием, поощрение доносительства и лжесвитедельствования, способствовала развитию пыточного дела и провоцировала страшные войны и геноцид целых народов. Чем более всепроницающими становились эти самые «религиозные институты», тем более они увлекались игрой в светскую власть, тем больше их контроль за нравственным обликом паствы становился похож на банальный террор.

QUOTE
Простите, но позиция «бей тех, кто верует не так, как мы» присуща и политическим партиям, и научным институтам, и спортивным ассоциациям и просто дворовым группировкам.


Верно. Что говорит о том, что религия – такое же порождение общества, как и государство, право и т.д. И подчиняется тем же законам.

QUOTE
Надеюсь, что вы верите, что есть духовная сфера человека, куда можно отнести искусство и творчество.


Я бы скорее назвал ее интеллектуальной. В конце концов, что такое религия как не игра разума? В моем понимании :)

QUOTE
Так вот, законы религиозные, в идеале (в том смысле, в котором к ним стремится настоящий верующий человек) законы духовной сферы. А вот обыденное сознание масс превращает их исполнение в фикцию, в результате чего вы считаете их прообразом правовой системы.


Именно сознание масс и порождает моральные принципы, которые вы считаете заслугой религиозного чувства :) . А затем эти принципы оказываются в основе правовой системы. Мне в этом смысле очень близка позиция Петражицкого – право подразделяется на интуитивное (внутренне присущие человеку правовые представления, взгляды, переживания и убеждения, проще говоря, понятия «что такое хорошо, и что такое плохо») и позитивное (официальные правовые нормы). Так вот, интуитивное право, т.е. собственно мораль общества, изначально вырабатывается путем взаимного психического общения людей с общими интересами. Религиозные институты на определенном историческом этапе развития общества лишь закрепляют эти нормы и освещают их своим авторитетом. Позднее эта функция переходит к государству, которое окончательно формирует на их основе комплекс позитивного права, т.е. правовую систему современного общества.
Вы сильно преувеличиваете роль религиозного чувства в формировании моральных и правовых устоев общества, по сути следуя теологической теории государства и права. Впрочем, странно было бы слышать от вас что-то иное :) . Но сейчас это все-таки считается устаревшим представлением.

QUOTE
Весь этот судебный процесс осуществляется в сердце человека, возможность подкупить или скрыть свое преступление отсутствует, т.к. человек не может скрыться от самого себя.


Но тот же самый судебный процесс осуществляется и в сердце атеиста :)

QUOTE
Про нравственность говорить вообще не приходится, сейчас наблюдается ее сильный упадок.


Извините, но это – типичное ворчание людей старшего поколения. Оно слышится из века в век, его повторяет каждое поколение. И оно как правило совершенно безосновательно. Как мне кажется, современное общество (я не беру только российское общество, а мир в целом) в нравственном плане, в плане свободы человека стоит на несколько ступеней выше, чем люди, жившие, скажем, веков пять тому назад, не говоря уж о более отдаленных эпохах.

QUOTE
В смысле, что умирать для атеиста бессмысленно. Да, чтобы придать смерти смысл, атеист идет на самопожертвование, потому что перед смертью это дает утешение. Мол, не зря умираю.


Смерть вообще штука пренеприятная. Думаю, любой верующий будет отчаянно цепляться за жизнь, потому что как бы глубоко он не верил, но в такой момент у кого угодно закрадется червячок сомнения – а что если там ничего нет? И для верующего смерть может быть не менее бессмысленной и страшной. С другой стороны атеист может оказаться ни чуть не менее способен пожертвовать собою, потому что «так надо».
Не думаю, что здесь вообще существенно отношение атеистов и верующих к посмертию. Если атеист не верит в посмертие, то это еще не значит, что он боится смерти больше верующего и менее способен на самопожертвование. Здесь опять таки дело скорее в личных качествах человека, а не в том, чего он ожидает за чертой смерти.
Мужчина igore
Свободен
03-07-2005 - 17:44
QUOTE (AlEHKA @ 03.07.2005 - время: 07:12)
На мой взгляд, вы намеренно (или по незнанию) подменяете понятия.

Скорее именно «по знанию», Аленка :) . Связь религиозных норм с формированием норм права теснейшая – «Упанишады», «Дхармашастры», «Законы Ману», «Пятикнижие» Моисея и т.д.

QUOTE
Да и вообще, нормы морали законодательством не регулируются..


Но соотносятся :) . В теории государства и права рассматривается такой вопрос как единство, различие и взаимодействие права и морали.

QUOTE
Действительно, упомянутые вами слова и выражения являются привычными, устоявшимися. Точно так же, как привычными, устоявшимися в обществе являются религиозные моральные нормы. Многие не подозревают об их происхождении, но продолжают следовать им.


Аленка, вы путаете ночное небо со звездами, отражающимися в пруду © :) . Почему, скажем, вы называете собаку собакой, а не псом? Ведь «пес» – это русское слово. А «собака» - тюрко-монгольское. Значит ли это, что, сама того не подозревая, говорите на тюркском? Нет, просто это устоявшаяся словозамена.
А пережиткам язычества, сохранившимся в русском православии, вы следуете? Почему? Разве вы язычница? Нет, но вы по привычке следуете традиции.
Ну вот точно так же и я употребляю слова «о господи», «боже правый» всего лишь как способ выразить какие-то свои эмоции.

QUOTE
Два рыбака заспорили, сидит ли в омуте под корягой сом или нет. Один говорит: "я верю, что он там есть". А другой: "я верю, что там его нет". Совершенно симметричная ситуация - один верит в одно, другой в другое. Можно сколь угодно долго жонглировать словами об "отсутствии потребности веры в то, что сом сидит под корягой", но суть от этого не меняется. Оба совершенно в равном положении, оба верят в недоказуемое.


А я не рыбак :) . Я пришел на речку не за тем, чтобы рыбку ловить, а чтобы просто посидеть на бережку, попить пивка, подышать свежим воздухом, посмотреть на реку, может вздремнуть на солнышке. И мне по барабану – сидит ли сом под корягой или нет. Мне нет никакого дела до этого сома – я его не трогаю, и он меня не трогает. Все счастливы.
Но вот если я нечаянно свалюсь в омут, тогда уже и поглядим – есть там этот сом или нет. И если он окажется там – меня это не сильно удивит, скорее даже это будет очень интересно.
Еще раз вам повторяю, для меня атеизм – это не вера в то, что бога нет, это отсутствие веры за ее ненадобностью. Мне не нужен ваш сом, оставьте его себе :) .
Мужчина Lem0nti
Свободен
03-07-2005 - 18:55
QUOTE
Не припомню, чтобы в моих постах было что-нибудь, что можно было бы назвать "описанием атеизма". Возможно, вы меня с какой-то другой загадочной девушкой перепутали. А может, невнимательно читали. А то, что у вас не нашлось аргументов по сути обсуждаемой проблемы, свидетельствует, по-видимому, о том, что мне удалось вас в чем-то убедить. :-)
Интересненькое дельце... Напоминает спор подростков типа "я прав и никого слушать не собираюсь"... Обидно читать было это ваше сообщение. Что-ж вижу что смысла спорить нет - вы просто игнорируете мои доводы. Всего доброго.
0 Пользователей читают эту тему

Страницы: (6) 1 2 3 4 5 6 ...
  Наверх