Keyjkbrfz Свободна |
04-04-2011 - 20:45 Сьюзан Коллинз "Голодные игры 2" |
PAŁAÐÍN В поиске |
05-04-2011 - 17:25 В данный момент, форум |
Tchuba Свободен |
05-04-2011 - 20:52 Вашингтон Ирвинг "Альгамбра"... Часно говоря обалдел: оказывается сюжет Пушкинского "Золотого петушка" взят отсюда... |
ahenobarbus Свободен |
07-04-2011 - 20:55 Марко Поло. "Книга о разнообразии мира". Неожиданно увлекательное чтение, с массой знакомых персонажей к тому же. |
@Тётя@Мотя@ Свободна |
15-04-2011 - 08:33 "Обломов" |
Свободолюбивая Свободна |
19-04-2011 - 10:54 Ирвин Шоу "Ночной портье" |
Illika Замужем |
20-04-2011 - 12:40 Кэтрин Фишер трилогия "Оракул. Архон. Скарабей" |
Dr. Duce Женат |
21-04-2011 - 13:44 Задался целью поэтапно прочитать всего Джона Апдайка, чем и занимаюсь. |
-Ягморт- Свободен |
21-04-2011 - 18:03 Валентин Пикуль -Честь имею
И надеюсь прочитать его всего,осталось половина |
Тихий омут Свободна |
21-04-2011 - 20:46 Перечитываю Ника Перумова, хочу осилить весь цикл про "Хранителя мечей". Пока только на 6 книге..из 12:) |
mentor63 Свободен |
22-04-2011 - 23:31 Роллинс "Алтарь Эдема" |
Свободолюбивая Свободна |
28-04-2011 - 00:36 Маринину читаю, "Фантом памяти" |
Ramse$ Свободен |
28-04-2011 - 10:30 на работе попалась книжонка С.Лукьяненко э-э... не помню название, там трилогия про космического лорда, первая часть трилогии называется «Принцесса стоит смерти». вообще, после того как фантастику стал писать кто попало, я резко охладел к этому, когда-то любимому мной жанру, но эта книжка ничё так.... как вкусная жувачка - к третьей части вкус почти пропадает и, конечно, никто не будет жувать это второй раз ))) а один раз можно. кому надо убить время не напрягая мозг - рекомендую )) |
sawenka Свободен |
28-04-2011 - 11:55
QUOTE (Ramses IV @ 28.04.2011 - время: 10:30) | вообще, после того как фантастику стал писать кто попало, я резко охладел к этому, когда-то любимому мной жанру | скрытый текст
Марш «попаданцев», или Ностальгия по альтернативе
Недавно в интервью «ЛГ» (№ 10, 23–29 марта) главный редактор «Ленинградского издательства» Александр Сидорович признался, что одно из первых мест по читаемости в издаваемой им продукции занимает так называемая альтернативная история (АИ). Это очень показательно для города, от Александра Беляева до братьев Стругацких считавшегося центром отечественной фантастики. Если уж в Питере это пишут, издают и читают, то и в остальной России грех отставать. Похоже, действительно настало время АИ. Странная фраза написалась… Ведь «времён» этих может быть бессчётное количество. Жанр такой – фантастика, изображающая реальность, какой она могла бы стать, пойди история по другому пути.
Жанр весьма почтенный – родоначальником его считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную картину противостояния Рима и империи Александра Македонского, если бы тот не умер в молодости. Да и в дальнейшем к АИ прибегало немало прославленных мастеров. Но сейчас у нас бум лишь одного её подвида, а именно, историй о «попаданцах». Словечко родилось в литературных сегментах Интернета и обозначает героя или группу персонажей, попавших в некий континуум, отличный от его среды обитания. Это может быть прошлое, будущее, иная планета, мир параллельный или перпендикулярный и так далее. Собственно говоря, это тоже полноценный поджанр фантастики, но в рамках АИ он образует отдельную группу произведений – об угодивших в иные времена современных людях. То есть речь не о сюжетах, при которых изменение истории обусловлено каким-нибудь отличием от нашего мира, – как у Василия Аксёнова Крым остаётся белогвардейским потому, что в романе он остров. В рассматриваемой литературе все изменения случаются в результате именно деятельности «попаданцев».
Одним из первых этот ход применил Марк Твен. Но он был гением – пусть мрачным и недобрым, и в своём романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» использовал приём, чтобы выразить некоторые мысли об истории, социологии и политике. Для чего плодят «попаданцев» нынешние российские авторы, разобраться сложнее. Как и понять, почему именно сейчас АИ вытесняет с книжных прилавков, а также из сердец читателей и вконец выродившееся героическое фэнтези, и недавно ещё сверхпопулярные вампирские саги.
Для того чтобы прояснить феномен, стоит набросать стандартную фабулу нынешней АИ. Неким путём – научным, магическим или не разбери-поймёшь каким, главный герой (герои) попадает (вольно или невольно) в один из ключевых для России исторических периодов. Особой популярностью пользуются времена Ивана Грозного, XVII век до Петра, Петровское время, начало XX века и канун Великой Отечественной. Обладая знаниями и умениями современного человека (априори неизмеримо превосходящими знания местных жителей), «попаданец» начинает интенсивную деятельность, в результате чего ситуация меняется в благоприятную для Отечества сторону. Ну, например, петровский флот оснащается броненосцами и легко бьёт шведов (Алекс Кун «Броненосцы Петра Великого»). Крейсер «Варяг» не гибнет, а прорывает блокаду японского флота (Глеб Дойников «Варягъ»). Меняется ход Великой Отечественной войны (Александр Конторович «Чёрный бушлат»). И так далее. Тут есть множество забавных нюансов. Например, та лёгкость, с которой герой разбирается в совершенно незнакомой ему жизни, интегрируется в тамошнее общество, буквально ногой открывает двери сильных мира того, а те внимательно прислушиваются к его рекомендациям и тщательно их выполняют. Вдобавок «попаданец» сплошь и рядом весьма нечист на руку, проще говоря, тащит всё, что плохо лежит, и гордится этим.
Но оставим эти чудеса на совести авторов. Отпустим им и «картонность» героев, скверную мотивацию их действий, даже многочисленные исторические ляпы. В конце концов авторы и не собирались писать нечто серьёзное, их цель – развлечь себя и читателя. Однако для того, чтобы понять смысл этого развлечения, следует вспомнить ещё один термин, пришедший из англоязычного Интернета – «мэрисьюшность». Мэри Сью – героиня некоей сетевой писательницы, сногсшибательная блондинка, наделённая множеством сверхспособностей. Термином определяют стремление авторов вставить в текст произведения «идеального себя». Так вот, у «попаданцев» «мэрисьюшность» очень даже заметна. Что неудивительно: авторы такого рода литературы в обычной жизни часто принадлежат к почтенной корпорации «офисного планктона», то есть жизнь их вовсе не богата событиями и яркими впечатлениями. А таковых хочется. И тогда в своих творениях они начинают отождествлять себя с крутыми парнями, парой слов изменяющих ход истории. То, что реальных интеллектуальных и бойцовских качеств на такие свершения у них, скорее всего, не хватит, нисколько их не волнует. Как и их читателей, в свою очередь, отождествляющих себя с героем. Одним просто нравится такое писать, другим – читать.
Но «мэрисьюшность» – лишь одна из сторон явления. Другая (о ней в упомянутом интервью говорил и Александр Сидорович) имеет более серьёзные, я бы сказал, патриотические причины. Большинству авторов – от тридцати до пятидесяти, то есть они застали старческое величие и грандиозный крах СССР, что произвело в них некоторую психологическую травму. Детство и юность их прошли во внешне стабильном, защищённом от катаклизмов обществе. По крайней мере таковым оно им видится сквозь дымку лет. А потом настал хаос перемен, и страна на глазах превратилась из сверхдержавы во второстепенное государство. Всё это породило ностальгию по СССР и горечь за историческую судьбу отчизны, а соответственно желание каким-нибудь образом исправить положение. В реальности работать на исправление тяжело и нудно, зато бумага (вернее, компьютер) стерпит всё и позволит хоть как-то оформить победу над супостатами прошлыми, нынешними и будущими, а заодно явить величайший гений и прозорливость автора. И вот ветеран-афганец вселяется в тело Николая II и легко разруливает российские проблемы (Алексей Махров, Борис Орлов, цикл «Господа из завтра»). Что и говорить, приятно быть умнее «никчёмного» царя.
Не мной подмечено, что в западной фантастике крайне мало произведений, в которых такое историческое «прогрессорство» одобряется. Почему-то западные авторы твёрдо усвоили, что такое «эффект бабочки», когда малейшее действие может иметь глобальные последствия. Потому у них на страже времени стоят суровые патрульные Пола Андерсона, да и не только его, хватающие за руку негодяев, посмевших покуситься на изменение истории. У нас же автор ничтоже сумняшеся засылает в XVII век группу современных учёных и инженеров, снабжённых всем необходимым для учинения промышленной революции, а заодно и отряд вооружённого автоматами и гранатомётами спецназа – для охраны «прогрессоров» (Дмитрий Хван «Ангарский вариант»). Какие хронопарадоксы за этим последуют, автора волнует меньше всего.
В этом, разумеется, присутствуют симптомы тяги к безответственному социальному экспериментаторству, так дорого обошедшемуся нашей стране. Но не только. В самой глубине лежит пришедшая из восточной философии постмодернистская идеология множественностей. Мысля этими категориями, признаёшь сущим всё возможное, а значит, нивелируешь реальность до степени одной из вероятностей. Проще говоря, если миров много, ни один из них не есть настоящий. Майя. Иллюзия. Великая пустота.
Тут невольно закрадываются конспирологические мысли: а не поощряется ли разгул «попаданского» АИ некими тёмными силами? Ведь это очень эффективный способ окончательно разрушить в умах множества сограждан память о подлинной истории, приучить к мысли, что истинны все «варианты» и «линии». Но, думаю, не стоит искать заговор там, где действует обычное недомыслие, помноженное на коллективный комплекс неполноценности.
Только не надо думать, что я чохом отвергаю всю АИ. Нет, я просто сетую на её вырождение. Так и жанр фэнтези, при великом Толкиене глубоко нравственный и философский, выродился в бессмысленные хороводы эльфов-орков-гномов, ублажающие инфантилизм писателей и читателей. Впрочем, остаётся надежда, что в фэнтези, в альтернативной истории и в прочих жанрах, начисто задавленных графоманскими потугами, сохранился ещё потенциал, который рано или поздно будет реализован.
В конце концов важно не что пишешь, а как пишешь.
Павел ВИНОГРАДОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
|
Ramse$ Свободен |
28-04-2011 - 12:56 Во-во! «Мэрисьюшность» - меткий термин. Именно таков гл.герой космической оперы, о котором я писал выше... Но, как справедливо заметил автор цитируемой статьи, это всего лишь низкопробное развлекательное чтиво, вроде «программы максимум» )). Происков диавола я в этой тенденции не вижу, вижу только обыкновенноую человеческую глупость, леность и стремление заработать бабла...
пыс. представляю себя на моей шумной и нервной работе, в свободную минуту пытающегося вникнуть в текст... скажем, Достоевского ))) так что, пусть и такое чтиво будет. |
Знак ГТО на груди Женат |
30-04-2011 - 22:47 ЖУКОВ Юрий Николаевич - "Настольная книга сталиниста".
|
Толедо-Саламанка Свободен |
30-04-2011 - 23:16 Взялся перечитывать всю "Темную башню" Стивена Кинга. |
@Тётя@Мотя@ Свободна |
06-05-2011 - 21:21 Увлеклась Мольером,в данный момент читаю- Дон Жуан |
Секунда до.. Влюблена |
07-05-2011 - 15:25 Пелевина читаю "ОМОН РА" |
Farenheit Свободен |
08-05-2011 - 20:01 Стивен Фрай "Теннисные мячики небес". |
ahenobarbus Свободен |
09-05-2011 - 16:11 "Японская классическая драма". Сами пьесы безумно захватывающими я бы не назвал - то ли они слишком японские, то ли я недостаточно утончен. А вот справочный аппарат книги оказался необычно увлекательным. |
Алиса Темных Свободна |
15-05-2011 - 12:09 А. Сапковский "Башня Шутов" |
- Vampire - Свободен |
15-05-2011 - 22:40 Владимир Тихомиров. "Хой! Эпитафия рок-раздолбаю". |
Дионео Влюблен |
16-05-2011 - 19:13 Пол Андерсон "Короли Иса" Даже странно, что я не читал этого раньше. Три книги есть, четвёртую нигде не могу скачать. |
Свободен |
16-05-2011 - 23:10 Пауло Коэльо "Одиннадцать минут"....в который раз....сейчас в период собственной деформации, я понимаю как мне близка эта книга... |
Свободен |
17-05-2011 - 17:18 а я балуюсь Ги де Мопассаном, уже третий том перечитываю. Такая прелесть!..А этой прелести уже вторая сотня лет. Нравы не меняются...иногда кажется, что это вчера написано. Легко, смешно и с изюминкой. |
Свободолюбивая Свободна |
18-05-2011 - 15:36 Жорж Санд "Консуэло" |
Свободен |
26-05-2011 - 12:47 "И пришла КУСАКА" Роберт Мак-Каммон. Оч нравится!
Это сообщение отредактировал lexa9875 - 26-05-2011 - 12:52 |
Знак ГТО на груди Женат |
27-05-2011 - 23:57 "17 мгновений весны" Юлиана Семёнова. |
Illika Замужем |
31-05-2011 - 14:10 Cassandra Clare "Mortal Instruments-3" |
Свободен |
31-05-2011 - 19:25 В промежутках между законодательством о рекламе, Фаину Раевскую.... |
Farenheit Свободен |
31-05-2011 - 19:27 Хантер Томпсон "Ангелы Ада" |
Свободолюбивая Свободна |
01-06-2011 - 01:44 взялась за второй том "Консуэло" Жорж Санд безумно нравится необычайно красиво написано, я как будто смотрю захватывающий фильм |
ahenobarbus Свободен |
04-06-2011 - 04:41 "Упущенный шанс Сталина" Мельтюхова. |
Cityman Свободен |
04-06-2011 - 21:19 Владимир Кунин "Русские на Мариенплац", достойное чтиво я вам скажу. |