Снова_Я Свободен |
21-05-2016 - 10:39 Исламский банкинг в России: халяльные деньги по законам шариата МОСКВА, 20 апр. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Исламский банкинг в России нужно развивать, уверены в Сбербанке. Банк заявил: он перестроит бизнес-модели, чтобы клиенты могли получить банковские услуги в соответствии с законами шариата. скрытый текст Потенциальные клиенты исламского банкинга в России — почти 25 млн российских мусульман. Мировой совокупный объем исламских финансовых активов — около 2,5 трлн, подсчитали в консалтинговая компания EY. За последний год этот сегмент вырос более чем на 16%. А исследование МВФ показало: исламские банки более устойчивы к финансовому кризису, чем традиционные. Выход российских финансовых компаний на рынки Европы и США ограничен, и в отрасли рассчитывают: помогут исламские финансы — и с импортозамещением, и с развитием инвестклимата. С процентами или без В исламском банкинге свои правила — они согласуются с религиозными канонами ислама. Нельзя взимать ссудные проценты и оперировать средствами, полученными от индустрии "низменных удовольствий", к примеру, от производства и потребления алкоголя и табака. Альтернативой процентному кредиту считают основанное на доверии партнерство (шарика ал-вуджух). Эксперты, впрочем, признают: запрет ссудного процента — не абсолютный. В ход идут различные правовые уловки и обходные маневры, например, двойная продажа (мухатара), когда комиссия выплачивается агенту, купившему товар за свой счет для заказчика, или же хавала — средство перевода долга от одного лица к другому. Вместо кредитования в привычном понимании в исламском банкинге есть что-то похожее на проектное инвестирование. Банк тщательно изучает потенциального партнера, устойчивость его бизнеса и его опыт. И в случае положительного решения выдает деньги, получая долю в финансируемом проекте. "Фундаментальное отличие исламского банкинга от традиционного — коллективный риск — когда инвестор и финансовое учреждение разделяют риски", — объяснил МИА "Россия сегодня" управляющий партнер International Tax Associates B.V. (Нидерланды) Рустам Вахитов. Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков, и этими средствами финансирует предпринимателей. Но вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком. Главный принцип здесь такой: вознаграждение банка или вкладчика не изначально гарантированно, а возникает как производное от прибыли бизнеса. "Вместо депозита клиенты исламских банков вкладывают деньги в подобие ПИФов, получая не процентный доход, а что-то вроде дивидендов", — говорит Вахитов. Ключевые рынки исламского банкинга — Египет, Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Турция, Индонезия, Бахрейн и Пакистан. В финансовой системе Ближнего Востока доля исламских финансовых услуг доходит до 25%. Сбербанк планирует провести первые сделки по проекту исламского банкинга в России могут состояться уже в сентябре-октябре. Cоответствующий опыт уже есть. "Халяльные" банковские услуги предлагает татарстанский АК "Барс", финансового дома "Амаль" в Казани, филиал "Татагропромбанка", банк "ЛяРиба" в Махачкале. До конца мая подписать соглашение с Исламским банком развития (ИБР, международная финансовая организация со штаб-квартирой в Саудовской Аравии) планирует "Внешэкономбанк". Законотворцы, впрочем, отмечают: к полноценному внедрению в экономику России исламского банкинга российское законодательство пока не готово. "Для успешного функционирования этой системы нужно параллельное регулирование — пока ЦБ этим вопросом не слишком озабочен, так как в России спрос на эти услуги не очень большой", — комментирует Вахитов. В то же время, по мнению эксперта, сегодня в законодательстве нет препятствий для внедрения исламского банкинга. Скорее, есть некоторые ограничения. Несмотря на отсутствие взрывного роста спроса, готовность Сбербанка развивать это направление — очевидный плюс. Халяльные деньги — в экономику Законодательство РФ не готово к внедрению исламского банкинга, считают в СФ Исламские финансовые услуги позволят привлечь в систему деньги тех людей, которые по религиозным соображениям не могут использовать традиционные банковские продукты. Кроме того, есть мнение, что доступность исламских финансовых продуктов и урегулирование этого рынка позволит России привлечь деньги ближневосточных инвесторов, готовых вкладывать деньги в "халяльные" проекты. Халяльные деньги — условное понятие, применяемой по аналогии с халяльными продуктами питания. Это деньги, которые заработаны на халяльном бизнесе, и использующиеся в дозволенных шариатом видах деятельности. Например, продажа пшеницы — это халяльный бизнес, а производство алкоголя — нет. "Но они халяльные до тех пор, пока используются в разрешенных видах бизнеса. Если вы понесете эти деньги в казино, или будете торговать на Forex, они перестанут быть таковыми", — поясняет Вахитов. В целом, резюмирует эксперт, исламский банкинг — отличная возможность для развития экономики. Он даст возможность развиваться альтернативным видам бизнеса, но это и вопрос развития обычного бизнеса. Многие фермеры, например, на Кавказе, сейчас даже не рассматривают возможность получения кредитов. Развитие исламских банковских услуг решит эту проблему. |
Снова_Я Свободен |
09-08-2016 - 15:12 Сбербанк пока не планирует оказывать услуги исламского банкинга МОСКВА, 9 авг — РИА Новости/Прайм. Сбербанк не планирует в ближайшем будущем предоставлять услуги исламского банкинга в своих отдалениях в России, но будет участвовать в пилотном проекте, который предполагает создание специальной финансовой компании в этой сфере, сообщили РИА Новости в пресс-службе Сбербанка. скрытый текст "Скорее всего, для создания базовой площадки пилотным проектом будет формирование специализированной финансовой компании, вероятно, в виде совместного предприятия предоставляющей соответствующие услуги клиентам. Эта возможность сейчас изучается", — сказали в пресс-службе. Для запуска услуг исламского банкинга в отделениях российских банков требуется внесение изменений в гражданское, финансовое и налоговое законодательство РФ, пояснил РИА Новости начальник сектора по работе с банками КНР управления финансовых институтов Sberbank CIB Максим Осинцев. "Поэтому в близком будущем осуществление этого не представляется возможным. На данном этапе мы планируем пилотный проект – клиентскую сделку. Если пилотные проекты и естественный ход развития этого бизнеса покажут интерес к таким продуктам со стороны корпоративных и частных клиентов, можно будет в будущем запустить стандартный набор продуктов: ведение счетов, выпуск банковских карт, различные виды корпоративного и розничного кредитования, проектное финансирование", — сообщил он. "При этом не должен вводить в заблуждение термин "беспроцентное финансирование". В формате исламского банкинга финансирование предоставляется всегда на платной основе. При этом стороны оговаривают не процентную ставку как таковую, а размер платы за предоставленное финансирование", — отметил Осинцев. В конце мая первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев сообщил, что банк считает необходимым развивать исламский банкинг в РФ. Первые сделки по проекту исламского банкинга в РФ с участием Сбербанка могут состояться уже в сентябре-октябре и в законодательном поле возможно оказывать услуги исламского банкинга, отмечал он. ЦБ и власти Татарстана в апреле составили "дорожную карту" на два года по внедрению в РФ исламского банкинга. |
Снова_Я Свободен |
13-02-2017 - 14:23 Жылдыз Сулайманбекова: исламский банкинг базируется на реальной экономике 12:0013.02.2017. Исламские принципы финансирования привлекают все больше внимания в мире на фоне кризисов, потрясающих банковские системы европейских стран и США. Основным отличием исламского банкинга является запрет на получение ссудных процентов — то есть выпуск облигаций, выдачу банковских кредитов, а также инвестирование в компании, ссудная задолженность которых является основным источником финансирования. Здесь не работает принцип — деньги делают деньги. И денежные купюры являются лишь средством взаимозачетов. В двух словах исламский банкинг можно охарактеризовать как некую форму товарищества, где партнеры совместно инвестируют средства и несут солидарную ответственность за полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника. На сегодняшний день ряд государств СНГ успешно интегрирует в свою экономику банковские институты, работающие по исламским принципам. Другие — только присматриваются к модели. О том, какие риски и какие прибыли несут новые для Европы принципы, рассказала в интервью РИА Новости начальник управления методологии надзора и лицензирования Национального банка Киргизии Жылдыз Сулайманбекова. скрытый текст — Впервые об исламских принципах финансирования в Киргизии заговорили в 2006 году, когда при поддержке Исламского банка развития в республике стартовал пилотный проект по внедрению исламских принципов банковского дела и финансирования на базе коммерческого банка "ЭкоБанк". Сколько подобных структур работает в настоящее время в стране? Есть ли планы открывать новые учреждения в 2017, сколько и в каких регионах? — Рынок исламских финансовых продуктов и услуг страны медленно, но верно развивается. На сегодняшний день в республике банковские и финансовые услуги, соответствующе исламским принципам финансирования, предоставляют ЗАО "ЭкоИсламикБанк" и пять микрокредитных компаний, таких как "Ак-Нур Капитал", "Береке Финанс" и другие. — Каких объемов исламское кредитование в стране достигло в 2016 году? Каковы ваши прогнозы на 2017 год? — Объемы исламского финансирования пока незначительны и составили в 2016 году около 900 миллионов сом (около 13 миллионов долларов — ред.), или приблизительно 1% в банковском секторе. А в небанковском — 30 миллионов сом (около 435 тысяч долларов — ред.), или 0,24% от сектора микрофинансовых организаций на конец третьего квартала 2016 года. Однако в стране наблюдается рост интереса к исламским финансовым продуктам как со стороны банковского сектора, так и населения. Например, в 2016 году одна из крупных микрокредитных компаний ОсОО МКК "Мол Булак Финанс" открыла "исламское окно", которое, соответственно, будет предоставлять исламские финансовые услуги и продукты. "Мол Булак Финанс" имеет одну из самых разветвленных сетей офисов в стране, и, как следствие, у населения в отдаленных регионах и уголках появилась возможность получать финансирование в соответствии с исламскими принципами. Также, ввиду специфики исламских банковских операций, которая заключается в приобретении, реализации или аренде активов (путем принятия актива в собственность банка, согласно правилам проведения исламских банковских операций), разделении прибыли и убытков между сторонами договора по кредитным и депозитным операциям, возникает проблема признания исламских финансовых операций в качестве операций, эквивалентных традиционным финансовым операциям. Поэтому решение вопросов налогообложения является одним из ключевых моментов дальнейшего развития исламских принципов банковского дела и финансирования в республике. Многие страны, в том числе Великобритания, Малайзия, Бахрейн и другие государства, активно внедряющие и продвигающие исламские принципы финансирования, приспособили или изменили национальную систему налогообложения, обеспечив налоговый нейтралитет исламским финансовым операциям. В настоящее время министерство экономики Кыргызстана в целях создания равной правовой финансовой среды рассматривает вопрос внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики в части исламских принципов финансирования. В частности, в вопросах освобождения от уплаты НДС поставщиком товара, освобождения арендных платежей по договору исламского финансового лизинга и других вопросов, связанных с налогообложением операций, проводимых по исламским принципам финансирования. — Какие продукты исламского банкинга особенно востребованы в республике? — Наиболее популярным продуктом на сегодняшний день является мурабаха — это договор, предусматривающий продажу товара в рассрочку, приобретенного банком по заявке клиента. Цена продажи товара определяется сторонами как сумма цены первоначальной покупки товара банком (у третьей стороны) и наценки, согласованной сторонами договора (банком и клиентом). Наценка может устанавливаться в виде фиксированной суммы, выплачиваемой единовременно, или доли от себестоимости товара. — В чем преимущества и недостатки исламского банкинга по сравнению с западными механизмами кредитования? — Исламский банкинг отличается от традиционного наличием принципов, заложенных нормами и стандартами шариата. В частности, запрещается производство и распространение табачных изделий, алкогольной и наркотической продукции и других запрещенных шариатом продуктов и услуг, не разрешаются инвестиции в игорный бизнес и получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств. Сделки должны быть обеспечены материальными активами и привязаны к реальному сектору экономики. Таким образом, исламский банкинг базируется на реальной экономике, а не на кредитах под проценты и производных инструментах. Важно отметить, что исламские финансы нейтральны и услуги исламских банков доступны абсолютно для всех, независимо от вероисповедания. Иными словами, исламские финансы именуются "исламскими" лишь потому, что они должны соответствовать исламским принципам финансирования. — Жылдыз Сагыналиевна, сейчас в России начали обсуждать возможность применения механизмов исламского банкинга. Что вы можете порекомендовать коллегам из РФ? Есть ли какие-то подводные камни в данном сегменте? — Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются многие страны, в особенности те, которые находятся на начальном этапе внедрения исламских принципов финансирования. В частности, исламские банковские и финансовые продукты требуют одобрения шариатского совета финансово-кредитной организации на соответствие стандартам и нормам шариата. Однако отсутствие кадров, обладающих как теологическим, так и экономическим и финансовым образованием, может затруднить принятие решений в подобных вопросах. В целом в продвижении исламского финансирования большую роль играет наличие шариатского совета на государственном уровне или при финансовом регуляторе. Цель государственного шариатского совета заключается в предоставлении консультационных услуг финансовому регулятору страны, а также другим государственным ведомствам и органам по вопросам разработки нормативных правовых актов и внесения соответствующих поправок в законодательство в части исламских принципов финансирования. Это необходимо для легитимности исламских банковских и финансовых продуктов. На сегодняшний день среди стран СНГ шариатский совет на государственном уровне создан только в Таджикистане, где он именуется "консультативным советом по исламским банковским услугам". Кыргызстан, при содействии Исламского банка развития, также предпринимает необходимые меры, направленные на создание подобного рода органа. — В Киргизии уже не первый год набирает популярность лизинг по исламским принципам финансирования. — Да, действительно, в Кыргызстане с 2014 года ЗАО "Лизинговая компания Кыргызстан" предоставляет финансовые услуги в рамках исламского лизингового продукта "иджара" компаниям, задействованным в легкой промышленности, сельскохозяйственной, автотранспортной, торговой и других отраслях экономики. Однако Национальный банк не располагает точной информацией об объемах исламского лизинга, так как деятельность лизинговых компаний нам не поднадзорна. — До недавнего времени исламский банкинг и лизинг в Кыргызстане не очень сильно поддерживал стартапы, не рискуя вкладывать деньги в новые проекты. Как изменилась ситуация сегодня? — Учитывая низкие темпы экономического развития Кыргызстана, замедление экономического роста в странах-основных торговых партнерах республики, а также высокие риски, которые в себе несут стартапы, сегмент стартапов, финансируемых в соответствии с исламскими принципами, к сожалению, в стране не представлен. Тем не менее мы надеемся, что в будущем рынок исламских финансовых продуктов будет развиваться и в этом направлении, так как одним из краеугольных камней исламского финансирования является принцип партнерства и совместных инвестиций, где стороны сделки делят между собой как прибыль, так и убытки, а это, в свою очередь, непосредственно отражает дух стартапов. — Какие филиалы арабских банков работают сейчас в стране? — В рамках Кыргызско-саудовского комитета по сотрудничеству прорабатываются вопросы взаимодействия в сфере исламских финансов, в том числе вопрос об открытии исламского банка на территории Кыргызской Республики. Однако на сегодняшний день филиалов арабских банков в стране нет. Также в настоящее время ведутся переговоры с дочерними организациями Исламского банка развития о привлечении в Кыргызстан инвестиций для последующего финансирования малого и среднего бизнеса в соответствии с исламскими принципами финансирования. Кыргызстан поддерживает диалог с представителями стран Персидского залива в рамках сотрудничества республики с Арабской координационной группой, Исламским банком развития, Исламской корпорацией по развитию частного сектора и других межправительственных соглашений как в сфере исламских финансов, так и по ряду других социально-экономических вопросов. |
Снова_Я Свободен |
18-05-2017 - 23:00 В ЦБ рассказали о рисках развития исламского банкинга в России КАЗАНЬ, 18 мая — РИА Новости. Стандарты исламского или партнерского банкинга исключают формирование финансовых пирамид, однако форсирование в данном вопросе может привести к тому, что мошенники, прикрываясь принципами этого вида деятельности, начнут привлекать средства населения, сообщил журналистам советник председателя Банка России Алексей Симановский. скрытый текст Партнерский банкинг или исламский банкинг — это альтернативный вид финансовых услуг, соответствующих принципам финансирования, которое широко применяют в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Главная особенность финансовых услуг в партнерском банкинге — отказ от ссудного процента, осуществления высокорисковых операций и сделок с неопределенностью. "Финансовых пирамид непосредственно из исламского банкинга в соответствии со стандартами вырасти не может, но мошенничество на фоне партнерского банкинга, конечно, может быть, и эта тема весьма острая. Тут вопрос из другой сферы. Но опасения такого рода есть", — сказал Симановский журналистам в кулуарах IX Международного экономического саммит KazanSummit. Камни преткновения При этом Симановский указал, что в настоящее время уже существуют некоторые операции партнерского банкинга, которые вполне могут оказываться с точки зрения законодательства РФ, например, операции лизинга и доверительного управления. Вместе с тем, самыми актуальными для рабочей группы при ЦБ являются правовые вопросы и вопросы, связанные с моделями бизнеса, которые не противоречили бы российскому законодательству и могли бы существовать в стране. По словам Симановского, особенно острая тема, которая обсуждается рабочей группой при ЦБ, — это вопрос налогообложения в партнерском банкинге. "Речь идет о том, что в соответствии с российским законодательством банк может торговать слитками драгметаллов, но возникает тема НДС. Если идет продажа драгметаллов, то возникает тема того, что с этого брать НДС. По стандартам партнерского банкинга это рассматривается как финансовая деятельность, но налогами не облагается. Вот здесь одна из тем, которая возникает", — пояснил он. Риски и задачи "Понятно, что системных рисков до горизонта ничего не видно, но с точки зрения устойчивости институтов риски есть", — добавил Симановский. "Главная задача рабочей группы на сегодняшний день — разбираться в ситуации, продвигаться с точки зрения понимания возможных рисков и тех результатов, которые развитие этой индустрии дает", — отметил Симановский, "Некоторые участники обсуждения призывали к тому, что надо форсировать. К чему может привести форсирование? К тому, что это на гребень волны будет поднято и в рамках волны появится пена, то есть кто-то захочет снимать сливки с этого, объявляя себя партнерским банкиром, и начнет привлекать средства", — предостерег советник председателя ЦБ. |
Глубокий эконом Свободен |
02-06-2017 - 21:35 Если довести ставку за кредит до 1% или даже до отрицательной, то исламский банкинг и не понадобиться. Зачем владельцам предприятия руководство со стороны? |
Снова_Я Свободен |
03-06-2017 - 01:09 Глава Ингушетии: исламский банкинг может стать "народным проектом" С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 июн – РИА Новости. Исламский банкинг может стать "народным проектом" и составить конкуренцию ведущим банкам, заявил глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров в ходе Петербургского международного экономического форума. скрытый текст "Исламский банкинг может стать народным проектом, который может составить конкуренцию ведущим банкам, зарабатывающим на процентах", — сказал Евкуров. По его словам, "это было бы хорошо для населения, не только мусульман, но и вообще для верующих любой конфессии". "Тем более что опыт показывает, что когда в мировой кризис банки рушились, исламские банки – немногие банки, которые остались на уровне и с хорошей прибылью", — отметил Евкуров. Партнерский банкинг или исламский банкинг — это альтернативный вид финансовых услуг, соответствующих принципам финансирования, которые широко применяют в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Главная особенность финансовых услуг в партнерском банкинге — отказ от ссудного процента, осуществления высокорисковых операций и сделок с неопределенностью. |
Глубокий эконом Свободен |
05-06-2017 - 12:02 Чечня может стать пионером в России по развитию исламского банкинга скрытый текст ГРОЗНЫЙ, 5 июня 2017, 09:09 — REGNUM Чечня изучит опыт Бахрейна в работе исламского банкинга. Банкиров из республики пригласили в королевство для обсуждения вопросов развития исламского банкинга в России, сообщили ИА REGNUM 5 мая в пресс-службе главы и правительства Чечни. «Бахрейн — крупный центр исламского банкинга. Мы хотели бы пригласить ваших банкиров, чтобы обсудить возможности развития исламского финансирования. Наша задача — проложить дорогу и начать работать с нашими и вашими банками и финансовым организациями», — сказал премьер-министр Бахрейна шейх Сальман Бин Халифа на встрече в рамках Петербургского международного экономического форума. Сотрудничать с Чечней бизнесмены Бахрейна намерены и в других отраслях. Так, привлекательными направлениями для инвесторов из королевства являются туризм, спорт и сельское хозяйство. Совместные начинания представителей бизнес-сообщества Бахрейна и Чечни готово поддерживать министерство по делам Северного Кавказа. Главное, определить совместные перспективные направления для сотрудничества, отметил первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, а также выработать эффективные механизмы взаимодействия с учетом принципов государственно-частного партнерства. Как заявила чеченская сторона переговоров, республика готова принимать туристов из Бахрейна и других стран ближневосточного региона. В ближайшее время из Чечни может быть открыто прямое воздушное сообщение с ОАЭ и Саудовской Аравией. Напомним, вопросы создания исламского банкинга рассматриваются в Чечне и в других регионах Северного Кавказа уже не первый год. Так, в 2016 году опыт создания исламских банков в Азербайджане и Республике Татарстан изучали заместитель председателя Банка России Александр Торшин и председатель правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на полях Международного экономического саммита России и стран ОИС в Казани в 2016 году высказывался за то, чтобы сделать пилотный проект в одном из субъектов РФ, а потом распространить создание исламского банкинга на все российские регионы. Заместитель председателя Банка России Александр Торшин заявлял в ходе заседания экспертного круглого стола в Госдуме в 2016 году, что механизмы партнерского (исламского) банкинга могут быть запущены без изменения законодательства и сам выразил готовность принять участие в работе по подготовке нормативных актов к внедрению этого проекта. https://regnum.ru/news/economy/2284019.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM. |
Глубокий эконом Свободен |
14-11-2017 - 10:44 Михаил Хазин. Почему в исламском мире не получается создать технологическую экономику на собственном базисе? скрытый текст 03.11.2017. Вопрос о смысле «исламского банкинга» поднимается в последнее время все чаще, у нас уже даже стали говорить о «православном банкинге», не очень, правда, объясняя, что это такое. Но самый главный вопрос при этом обсуждается слабо: что же такого в этом самом «западном банкинге», что он позволяет обеспечивать постоянное развитие углубления разделения труда и научно-техническим прогрессом? Почему повторить эту модель вне рамок капитализма удалось только СССР, а вот исламские страны вынуждены копировать, но сами вперед вырваться не могут? О Китае мы говорить не будем, поскольку Китай скопировал модели, вначале советскую, затем — финансово-капиталистичекую и (пока, во всяком случае) на собственную модель, в отличие от ислама, не претендует. Для ответа на этот вопрос нужно понимать, что такое капитализм (в чем его фундаментальное отличие от феодализма) и какое значение в этом отличие играет кредит. Для начала отметим, что, в рамках феодальной системы, кредит (с процентами), в основном, использовался в двух формах: либо для ускорения потребления (оплата наемных армий это тоже потребление, для феодала), либо — как страховой взнос (длительные экспедиции были высокорисковым мероприятием и те, кто вернулся, неизбежно должны были оплачивать тех, кто вернуться не сумел). Отметим, кстати, что наемные армии тоже получились не случайно. Это пример углубления разделения труда: феодалу дешевле в нужные минуты заплатить наемникам, чем постоянно держать армию, которую нужно кормить каждый день. Общий объем вооруженных людей при этом сокращается, как и нагрузка на экономику, да и качество этих людей выше, поскольку они совершенствуются непрерывно. Другое дело, что проблема защиты Отечества их волнует мало (хотя свое собственное отечество, например, Швейцарию, они всегда защищали истово). Возвращаясь к основной теме: для цехового производства кредит был особо не нужен: количество мастеров было фиксировано, как и технологии, спрос, в общем, не менялся десятилетиями, как, часто, и цены и, как следствие, финансовые потоки были стабильными. А инновации, без которых современная экономика жить не может, делались крайне редко и из сбережений, а не за счет кредитов. Я не буду здесь останавливаться на причинах перехода от феодализма к капитализму, скажу лишь основной вывод. Отличие капитализма от феодализма состоит в том, что траты на инновации (расширение производства, создание новых технологий, создание новых продуктов) были включены в воспроизводственный контур экономики. То есть — их должны были оплачивать потребители. И вот здесь стало понятно, что необходим постоянный источник денег. Фиксированные финансовые потоки цехового производства не работают, если нужно все время что-то менять и модернизировать. Собственно, сказанное в предыдущем абзаце можно сформулировать иначе: капитализм — это экономика постоянной модернизации. И для этой текущей модернизации необходим постоянный источник кредитов. В том числе потому, что постоянная текущая модернизация меняет структуру финансовых потоков и ты никогда заранее не знаешь, сколько тебе придется платить поставщику завтра, чтобы он поставил тебе продукцию послезавтра. Объем расширенной денежной массы в экономике (агрегат М2) должен быть примерно равен ВВП (превышение связано с образованием финансовых пузырей, недостаток денег ведет к стагнации экономики), а кредитный мультипликатор (от есть отношение М2 к денежной базе) быть в диапазоне 4-6. То есть, значительная часть обслуживающей экономику денежной массы создана банками за счет кредитных операций — и без них экономика существовать не может. И это не инвестиции — это краткосрочные кредиты на обслуживание текущей хозяйственной деятельности. Эти кредиты играют принципиально важную роль в хозяйственной деятельности конкретных производителей, фактически, банки берут на себя часть рисков хозяйствующих субъектов. Эти кредиты принципиально необходимы в индустриальной экономике (они были и в СССР, поскольку Госбанк перечислял деньги предприятиям по документам об отгрузке и это был именно кредит, за него брался процент, возврат этих денег происходил только после того, как получатель свой товар получал, а это могло произойти через много месяцев) и их никаким «исламским банкингом» не компенсируешь. Прежде всего потому, что объем этих кредитов связан с общим объемом затрат, который может быть в десятки раз больше, чем прибыль предприятия. А «исламский банкинг» это именно участие в прибыли, а вовсе не в доходах. Фактически, речь идет о том, что любое соучастие в бизнесе (а именно в этом суть исламского банкинга) — это разделение прибыли (если она есть) и/или доли от продажи бизнеса в целом. Но текущая хозяйственная деятельность требует постоянного оборота денег, совокупный объем которых в экономике примерно совпадает с совокупным объемом добавленной стоимости, но локально может его существенно превышать. И обслуживание этих кредитов ложится на себестоимость, то есть происходит до формирования прибыли. И фокус состоит в том, что бескредитного аналога рефинансирования оборотных средств и системы денежного обращения в рамках исламского банкинга никто пока не придумал … И потому индустриальная цивилизация в исламских странах не получается. Они могут купить или своровать технологию и отлично ее внедрить и реализовывать. Но внутренняя система инноваций при этом не пойдет — что мы и наблюдаем на практике. Фактически, исламские страны повторяют феодальную систему на базе современных технологий. То есть она работает, но, сама по себе, не обновляется. Спрашивается, а чем плоха цеховая система? Работаем, накапливаем прибыль, а потом из нее оплачиваем инновации? А проблема в том, что инноваторы не могут работать раз в десять лет — если они постоянно не совершенствоваются, то довольно быстро «вымирают» (не физически, а организационно). А как их кормить, кто там поймет, это настоящие инноваторы или жулики, если понять это можно будет только лет через десять! Ну и потом, за эти десять лет капиталисты убегут далеко вперед и как потом догонять? Собственно, по этой причине многие вполне успешны страны Средневековья (типа Индии или Китая) и получили в XIX веке серьезные проблемы (напомню, Китай за сто лет до этого был крупнейшей экономикой мира). И единственно, кто справился с этой проблемой, был СССР. Суть его модели была очень проста: инноваторы финансировались отдельно, а кредиты, как я уже отмечал, выдавались автоматически, по документам об отгрузке, при условии, что продукция была внесена в план. Да, частично такая централизация и бюрократизация уменьшал эффективность, зато она росла за счет эффекта масштаба. Ну а рухнула эта система совсем по другой причине, по той же, по которой сейчас «колбасит» мировую систему капитализма. Впрочем, это уже тема другой статьи. Главный вывод из сказанного состоит в том, что невозможность более поддерживать систему капитализма (которая требует постоянного расширения рынков) требует разработки альтернативной системы развития. И если мы начнем ее формировать на базе исламского банкинга, то получим серьезную проблему. И думать о том, как ее преодолеть нужно уже сейчас. Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ: http://pravosudija.net/article/mihail-hazi...yu-ekonomiku-na |
Снова_Я Свободен |
27-02-2018 - 16:38 Аудиторы: исламский банкинг поможет развить отношения с мусульманским миром https://ria.ru/religion/20180227/1515352364.html |