Взрослая социальная сеть
Поиск секса поблизости, а также
тематические знакомства и виртуальное общение

ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Все о сексе Секс чат Блоги Группы

Страницы: (1) 1

Свободен
18-09-2006 - 20:12
Я знаю на этом форуме есть профессиональные философы и люди, которые учаться на философских факультетах.
Хотелось бы иметь возможность получить консультацию по некоторым вопросам философии.

В частности меня интересует вопрос о том, что такое "бытие" и какова его роль в становлении античной философии.
Просьба к интернет-источникам меня не отправлять. Литература у меня есть, и я с нею знаком.
Хотелось бы получить объяснение этого понятия "на пальцах", а так же проследить представления о нем у различных античных авторов, начиная с Ксенофана и заканчивая Аристотелем.

Заранее спасибо.
Женщина Arhondula
Свободна
20-09-2006 - 17:57
Ого. Философы до сих пор копья ломают по поводу определения бытия.

А тебе для чего?

Для ранней греч. философии вопрос о бытии был основным (по крайней мере, до Сократа). В самом общем виде, греки под бытием понимали Космос (в противовес хаосу, из кот. он возник), т.е. начиная изучать мир, они, собственно, уперлись в проблему бытия.
Вообще философия начинается с бытийственных вопросов (онтология), потом, когда бытие прочно отждествилось с мыслью встали проблемы сознания (гносеология), что, в свою очередь, привело к постановке вопроса о структурах сознания, механизмах его работы и способых выражения мысли (философия языка, постмодернизм).

Самое, на мой взгляд, простое и адекватное понимание бытия: существуют предложения, где подлежащее и сказуемое выражены существительными, а между ними - глагольная связка "есть". Так вот эта связка "есть" и есть бытие (пардон, за тавтологию).
Можно сложнее: бытие есть абстракция, но такая, которая может и должна быть развернута в целокупность, ТОТАЛЬНУЮ СИСТЕМУ СУЩЕГО.

Если говорить о греческой философии и трактовке бытия, лучше идти от обратного, т.е. разобраться, что понимали под небытием.
Так вот, существовали две космологические концепции: Гомера (мир возникает как результат упорядочивания уже существующего, но неорганизованного быьтя) и Гесиода (космос возник из хаоса, абсолютной пустоты). В первом случае небытие - нечто, лишенное внутреннего порядка, во втором - пустота, отсутствие.
Греческая философия пошла по первому пути. Обращаясь к проблеме бытия, философы пытались рассматривать его структурно, искали первоэлементы, а основу порядка видели в единстве происхождения. Т.е. внешнее многообразие мира - поверхностно и иллюзорно, основа одна - архэ (варианты: вода, огонь, воздух, нус и т.д.). Т.о. образом, основанием бытия виделась не метафизическая, а физическая сущность. Это идеи ионийской (милетской) школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклид). Т.е. эти ребята полагали, что всегда было нечто (неорганизованное), какое-то первоначало (у кого что), источник бытия. Потом происходят какие-то процессы, в следствие которых это нечто структурируется и образуется Космос (т.е. все сущее, бытие).
Пифагорейцы шли тем же путем, с той лишь разницей,что первоначало понимали не как нечто чувственное, но как духовно-определенное, т.е. число. Схема такая же как у милетцев: некое первоначало (единица), потом некие процессы, различение (двоица), завершенное бытие (троица) и т.д. Т.о. здесь космос (сущее) есть гармоничная система чисел и их отношений.
Элейская школа (г.о., Парменид). Четко различали 2 вида реальности: физическую и метафизическую. Истинное бытие не возникало и не погибнет, целокупно, неподвижно и совершенно. Более того, несущее не может быть помыслено, т.к. сама мысль уже дает несущему существование (небытия нет). Т.о. Парменид отождествляет бытие с мыслью (европейская философия пойдет по этому пути). Простая неподвижная сущность космоса (бытие) созерцает себя в чистом акте мысли, которая оказывается тождественной бытию, т.к. ничего кроме бытия не существует. Это учение развивает Зенон, предлагая ряд доказательств (см. парадоксы Зенона).
Если у Парменида бытие неизменно (поскольку вполне себе совершенно), у Гераклида оно постоянно движется (все течет). Его бытие есть единство бытия и небытия (становление). Космос - никогда не останавливающееся движение от одного к другому, от раздвоения - к единству. Все существующее одновременно не существует, исчезает и вновь возникает. Бытие - логос (закон, порядок), сохраняющий противоположное в гармоничном единстве.


Надеюсь, не очень путано (я оч-ч-чень старалась). В этом месте я умер. Ежели соберусь с силами, напишу дальше.

А вообще, лучше всего посмотреть какую-нибудь не очень краткую историю философии, там все это есть, причем гораздо полнее и, наверное, понятнее.
Мужчина Ted_dy
Свободен
21-09-2006 - 00:49
QUOTE (Arhondula @ 20.09.2006 - время: 17:57)
А тебе для чего?


Думаю, для кандидатского минимума :)

Ф.
Женщина Arhondula
Свободна
21-09-2006 - 16:13
Часть 2.

Реланиум, если тебя данная тема занимает исключительно в преддверии экзамена, хочу предупредить: я тут пишу то, что помню (т.е. из головы) и в собственной трактовке (как я это поняла). Если решишь что-то использовать, ОБЯЗАТЕЛЬНО сверься с источниками.

К Гераклиту. У него бытие и небытие понимаются лишь как исчезающие моменты, а пребывающим остается только само изменение.

Атомистика (Демокрит). Признавал 2 начала бытия – «атомы» и пустоты (собственно бытие и небытие – ср. с Гераклитом). Атом - мельчайший элемент всех сущих вещей, не делим. Этот тезис дает возможность остановить бесконечный процесс деления (интеллектуальный) и не сорваться в ничто. Т.е. атом – определенное бытие. Сам атом определяется (~ ограничивается) пустотой. Различие атомов ТОЛЬКО количественное. Каждый атом вечен, целен, неизменен (переносятся характеристики Парменидовского бытия). Пустота вечна, несотворена, бесконечна. Это устройство мира нельзя постичь эмпирически, но только с помощью «умственного взора».

Здесь важно отметить, что для греков огромное значение имели как космос, так и хаос. Основа гармоничного существования мира – взаимопереход и взаимоограничение этих сущностей. Задача человека, как микрокосма, обеспечивать правильность этого взаимодействия (обрядовая практика). Я еще раз повторю, что вся греческая «бытийственная» философия замешана на космогонии (мифы о происхождении мира). Любая концепция бытия сводится к описанию взаимодействия космоса и хаоса философским языком. А само бытие понимается как космос, гармонично устроенное целое.

Эмпедокл. В основе учения – идея «корней всех вещей» («все сущее корениться»). Их 4: вода, земля, воздух, эфир. Эти корни вечны, неизменны, не могут вытекать др. из др. или переходить др. в др. Сочетание этих корней дает вещь. Но сами корни не движимы, Эмпедокл добавляет две движущие силы: любовь и вражду (у Демокрита был «вихрь», необходимость (Ананке, богиня судьбы, букв. необходимость)). Процесс цикличен: эпоха любви (все гармонично смешано) – эпоха вражды (нарушение равновесия, вращение и изменение мира). Если у Демокрита единство бытия и небытия – количественная комбинаторика, то у Эмпедокла – смесь.

Анаксагор. В качестве элементов космоса, как и Эмпедокл, признает характеризующие начала – гомеомерии. Только их не 4, а бесконечно много. Они вечны, бесконечны по числу (как демокритовские атому) и т.д. NB Любая частица (гомеомерия) есть смесь всех возможных, т.к. «можно видеть, что любая вещь происходит из всего», просто чего-то больше, это и определяет качество вещи. Движущая и упорядочивающая сила – ум (греч. нус). Ум чист, несмешан, самодостаточен, и т.п. (у Аристотеля потом будет концепция ума-перводвигателя). Если парменидовское бытие статично, то анаксагоровский нус деятелен. Но деятельность его направлена на себя самого. Эта деятельность – самоцель + благо.

Пока алес гемахт, Маргарита Павловна.


Свободен
23-09-2006 - 20:49
QUOTE (Arhondula @ 20.09.2006 - время: 18:57)
Ого. Философы до сих пор копья ломают по поводу определения бытия.

Да, я это вполне понимаю.
Но когда я углубился в этот вопрос, вот что меня остановило. Как различать бытие и существование.
QUOTE
А тебе для чего?

Для вступительных. Они уже прошли, но вопросы остались.
QUOTE
Элейская школа (г.о., Парменид). Четко различали 2 вида реальности: физическую и метафизическую. Истинное бытие не возникало и не погибнет, целокупно, неподвижно и совершенно. Более того, несущее не может быть помыслено, т.к. сама мысль уже дает несущему существование (небытия нет). Т.о. Парменид отождествляет бытие с мыслью (европейская философия пойдет по этому пути). Простая неподвижная сущность космоса (бытие) созерцает себя в чистом акте мысли, которая оказывается тождественной бытию, т.к. ничего кроме бытия не существует. Это учение развивает Зенон, предлагая ряд доказательств (см. парадоксы Зенона).

Как я себе уяснил, понятие "бытие" впервые ввел именно Парменид. В его трактовке, бытие - это идея (на саффсем хорошее тут слово, с Платоном можно перепутать) существования чего-либо.
Например, у меня есть в руках ручка (для письма). Бытие этой отдельно взятой ручки, есть класс всех ручек на свете. То есть, бытие ручки - это идея о том, что должен существовать такой вот пишущий инструмент, которым, водя по бумаге, можно получать рукописный текст.
То есть, по сути, Парменид впервые заговорил об абстрактном мышлении.

Далее, начиная, кажется, с Гусселя в философии заговорили об отделении понятия бытия и существования. Существование - это наличие в данном мире, материальность этой ручки на основе идеи бытия этой ручки.

Так?

Про Платона (с миром идей и идеей Блага) и Аристотеля (с его пассивной материей и активными формами) я вроде как все понял.

ПС: Спасибо что пришла, я тя так ждал, так ждал.. ))
Женщина Arhondula
Свободна
23-09-2006 - 21:41
Про Парменида абсолютно верно.

QUOTE
Далее, начиная, кажется, с Гусселя в философии заговорили об отделении понятия бытия и существования. Существование - это наличие в данном мире, материальность этой ручки на основе идеи бытия этой ручки.


Верно. Но я думаю, разделение это началось гораздо раньше. Вспомни спор об универсалиях. Термины другие, но суть - та же. То есть платоновская концепция идей (собственно, универсалий) уже есть разделение этих понятий.
А Арстотель просто включает существование в понятие бытия, которое у него как бы двухслойно (верхний - существования, глубинный - сущности (энтилехии), которые сами по себе не изменны, но определяют способ существования существований). Вообще о греческом бытии много говорил Хайдеггер. Он проводит любопытный этимологический анализ (его, правда, за это пинали все, кому не лень). Впрочем, он во многом пересказывает Платона. Бытие проявляет (являет, высвечивается) себя в феноменах (явлениях).
Однако, я бы рассматривала Гуссерля и Хайдеггера несколько особняком, покольку их "бытие" весьма специфично. Они замыкают бытие на человека.

Это сообщение отредактировал Arhondula - 23-09-2006 - 21:59

Свободен
23-09-2006 - 22:45
QUOTE (Arhondula @ 23.09.2006 - время: 22:41)
QUOTE
Далее, начиная, кажется, с Гусселя в философии заговорили об отделении понятия бытия и существования. Существование - это наличие в данном мире, материальность этой ручки на основе идеи бытия этой ручки.

Верно. Но я думаю, разделение это началось гораздо раньше. Вспомни спор об универсалиях.

Какой спор?..
QUOTE
Термины другие, но суть - та же. То есть платоновская концепция идей (собственно, универсалий) уже есть разделение этих понятий.

Каких этих: "быть" и "существовать"?
Прости, я немного медленный тут, все таки эти вопросы от меня далеки.
QUOTE
А Арстотель просто включает существование в понятие бытия, которое у него как бы двухслойно (верхний - существования, глубинный - сущности (энтилехии), которые сами по себе не изменны, но определяют способ существования существований).

То есть у Аристотеля бытие определяет существование. То есть бытие (идея) ручки дает возможность ей существовать в материальном мире и определяет ее вид, так сказать?
QUOTE
Однако, я бы рассматривала Гуссерля и Хайдеггера несколько особняком, покольку их "бытие" весьма специфично. Они замыкают бытие на человека.

Ну да, это называется неклассическая гносеология да?:) Или феноменология, по-другому..
Женщина Arhondula
Свободна
23-09-2006 - 23:29
QUOTE
Какой спор?..


Вся средневековая философия крутится вокруг этого спора. Есть ли универсалии (~ идеи) или нет? Если есть, то существуют ли они в вещах или до вещей? и т.д.

QUOTE
Каких этих: "быть" и "существовать"?


Скорее, "бытие" и "существование".

QUOTE
То есть у Аристотеля бытие определяет существование. То есть бытие (идея) ручки дает возможность ей существовать в материальном мире и определяет ее вид, так сказать?


Угу. Идея (аристотелевская энтелехия) определяет не столько возможность, сколько способ существования. Т.е. все вещи к ней (энтелехии, как бы идеалу) стремятся. Эти "идеи" (идеалы) и есть подлинное бытие вещей.

QUOTE
Ну да, это называется неклассическая гносеология да?:) Или феноменология, по-другому..


Именно.

Свободен
24-09-2006 - 20:33
Смотри, что я нашел в свох лекциях.

Основные концепции бытия:
1. Бытие как природа (космос, архэ)
2. Бытие как высшая мировая гармония (Логос, Мировая душа)
3. Бытие как абстрактное мышление (Парменид)


Если мне зададут вопрос на экзамене "Что такое бытие?", будет ли правильным ответ, что в онтологии не существует единого определения, что такое бытие, а существуют разные концепции, и далее подробнее рассказать о них (на примере трех вышеназванных)...
???
Женщина Arhondula
Свободна
24-09-2006 - 20:53
1. милетцы
2. Гераклид
3. Парменид

Абсолютно верно. Только к философии др. греков лучше применять слово метафизика (а не онтология). Их философия во многом основывалась на изучении природы (фюсис). Если мне не изменяет память, милетцев называли физиками. Ты правильно заметил, что до Парменида бытие рассматривалось как нечто вполне "конкретное". Все-таки, онтология - наука о бытии в его более позднем понимании.

И если речь идет о греческой философии вообще, то ответ следует дополнить:
4. Платон
5. Аристотель
6. неоплатоники (Плотин)

Еще очень интересная концепция у Эпикура, но это, по-моему, уже из серии доп. (где как).

Свободен
29-09-2006 - 22:26
Arhondula, ты не ответишь мне еще на вопрос.

Аристотеля можно назвать дуалистом?
Он ведь говорил обо всем существующем как о соединении материи и формы(а-ля идеи)...
Мужчина Reich
Свободен
02-10-2006 - 01:29
а можно я тоже примажусь? :) Если не трудно обьясните плз. Что есть "структура философского знания"? Мне тоже к экзамену...

Свободен
02-10-2006 - 01:43
QUOTE (Reich @ 02.10.2006 - время: 02:29)
Что есть "структура философского знания"? Мне тоже к экзамену...

Речь идет об основных разделах философии.

Онтология - учение о сущем, о бытии.
Гносеология - теория познания.
Аксиология - учение о ценностях.
Философская антропология - учение о человеке.

Наряду с этими в философии существуют области знания, как бы пронизывающие все остальные.
Это диалектика и метафизика.

Отдельные области философского знания развились в самостоятельные философские дисциплины: логика - наука о формах, приемах и законах мышления; этику - учение о нравственности, морали; эстетику - науку о прекрасном.

И история философии как более историческая дисциплина.

В конце можно о современных проблемах поговорить: философия науки, философия глобальных проблемм..

Это вкраце, план ответа.



Меня другое смущает. Об атрибутах и категориях стоит здесь говорить?
Я бы сказал... Точнее, имел бы в виду.
Мужчина Reich
Свободен
02-10-2006 - 02:00
QUOTE (Реланиум @ 02.10.2006 - время: 01:43)
QUOTE (Reich @ 02.10.2006 - время: 02:29)
Что есть "структура философского знания"? Мне тоже к экзамену...

Речь идет об основных разделах философии.

Онтология - учение о сущем, о бытии.
Гносеология - теория познания.
Аксиология - учение о ценностях.
Философская антропология - учение о человеке.

Наряду с этими в философии существуют области знания, как бы пронизывающие все остальные.
Это диалектика и метафизика.

Отдельные области философского знания развились в самостоятельные философские дисциплины: логика - наука о формах, приемах и законах мышления; этику - учение о нравственности, морали; эстетику - науку о прекрасном.

И история философии как более историческая дисциплина.

В конце можно о современных проблемах поговорить: философия науки, философия глобальных проблемм..

Это вкраце, план ответа.



Меня другое смущает. Об атрибутах и категориях стоит здесь говорить?
Я бы сказал... Точнее, имел бы в виду.

Спасибо

З.Ы. Ты какие категории имеешь ввиду? Те которые являются парадигмами, ну по Платону например: сущее, движение, покой, тождество, различие.

насчет спора об универсалиях - это спор реалистов с номиналистами о природе общих понятий.

первые - универсалии есть до вещей, в вещах, после вещей. (божеств. разум, сущность вещей, человеч. разум) т.е.

вторые - универсалии сущ. только в человеч. разуме.

ну и концептуалисты там еще участвовали.

З.З.Ы. кстати если я все правильно понимаю Платон - реалист, т.е. объективная мысль соответсвует субъективной.
Женщина Arhondula
Свободна
02-10-2006 - 16:51
QUOTE
Аристотеля можно назвать дуалистом?
Он ведь говорил обо всем существующем как о соединении материи и формы(а-ля идеи)...


В этом смысле можно.
Правда, при желании кого угодно кем угодно можно назвать. Когда к экзамену готовишься, лучше ориентироваться на точку зрения препода wink.gif
Женщина Arhondula
Свободна
15-10-2006 - 22:11
Реланиум, привет.
Слушай, ежели тебе близка философская проблематика могу посоветовать неплохой, на мой взгляд, ресурс. Это сайт кафедры философской антропологии СПбГУ. Там приличная библиотека, + вывешиваются новые статьи. Это ссылка на форум, топик о бытии: http://forum.anthropology.ru/viewtopic.php?t=83 , а там разберешься. Во всяком случае, тамошним материалам вполне можно доверять. А в форуме сидят вполне "профессиональные" философы.

Свободен
16-10-2006 - 07:42
Спасибо )
0 Пользователей читают эту тему

Страницы: (1) 1 ...
  Наверх