Взрослая социальная сеть
Поиск секса поблизости, а также
тематические знакомства и виртуальное общение

ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Все о сексе Секс чат Блоги Группы

Страницы: (1) 1
Женщина Бестя
Свободна
28-07-2007 - 21:03
Ненцы – коренной малочисленный народ Ненецкого автономного округа. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года число ненцев составляло 41302 человека, в частности в Ненецком АО – 7754 человека (из них 3657 – мужчины и 4097 – женщины). Населяют территории Канинско-Тиманской, Малоземельской и Большеземельских тундр.


Жизнь и быт ненцев НАО

Название «ненец» в переводе обозначает «человек». В прошлом русские называли ненцев самоедами. Это название предположительно произошло от саамского «самае-едне» (земля саамов), поскольку в далёком прошлом территория расселения ненцев была областью распространения саамов.
Ненецкий язык относится к северной ветви самодийской группы уральских языков. Язык тундровых ненцев подразделяется на говоры: канинский, большеземельский, малоземельский и колгуевский. Несмотря на ряд различий, все они взаимопонятны. Ненецкая письменность создана в 1932 году на основе латинской графики. С 1937 года – на русском алфавите.
Происхождение самодийских народов, в т.ч. и ненцев связывают с кулойской археологической культурой в среднем Приобье. Отсюда в 3-2 веках до н.э. началось постепенное продвижение кулойцев в низовья Оби и среднее Прииртышье. В первых веках новой эры под натиском гуннов часть самодийцев из Прииртышья отступила в лесную зону Европейского Севера, положив начало европейским ненцам.
Основные занятия ненцев - оленеводство. Наряду с тенденцией оседлости, многие ненцы сохраняют кочевой образ жизни, носят национальную одежду, следуют национальным традициям, хранят и передают культурное наследие своего народа.

Это сообщение отредактировал D_art - 18-07-2010 - 00:05
Женщина Бестя
Свободна
04-08-2007 - 17:50
Жилище ненецкого народа – чум.


Жизнь и быт ненцев НАО Жизнь и быт ненцев НАО

Устройство чума. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещенных жердей, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами.
Традиционным жилищем ненцев является чум. На языке ненцев чум называется – «мя». Он имеет коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макода си. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Это сообщение отредактировал D_art - 18-07-2010 - 00:08
Женщина Бестя
Свободна
02-09-2007 - 17:16
Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже веревочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.
Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.
Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. При этом существует определенный порядок. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых. Учитывается так же и то, что вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы.
Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.
Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.
В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Это сообщение отредактировал D_art - 18-07-2010 - 00:02
Женщина D_art
Свободна
18-07-2010 - 05:34
Оленеводство

Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.


Жизнь и быт ненцев НАО Жизнь и быт ненцев НАО

Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум.
Женщина D_art
Свободна
29-08-2010 - 00:30
Паница


Жизнь и быт ненцев НАО

Распашная верхняя одежда, мехом наружу, без подкладки, правая пола заходит на левую. Две пары кожаных завязок вверху, две внизу. Воротник-шалька из оленьего и лисьего меха. Рукава широкие в пройме, сшитые с наплечной частью лифа. Орнамент пенко, паны, падар'' с разноцветными суконными прошивками. Ближе к обшлагу орнамент хацала''ма и цветные суконные ленты. Имеются рукавицы. Перед из камыса с орнаментом хацала''ма. В области предплечья узкие горизонтальные полоски контрастного меха с цветными суконными прошивками и лентами. На бортах полосы белого меха с выпушкой из меха белька. Спинка из темного меха оленя с орнаментом пенко, паны, падар'' и ябтик''. Подол из полос черно-белого собачьего меха и цветного сукна. Сшита жильными нитками.
Женщина D_art
Свободна
18-01-2012 - 23:58
. Мужская одежда

Жизнь и быт ненцев НАО

Мужской верхней одеждой у всех групп ненцев была малица - глухая одежда и пришитым капюшоном. Шилась преимущественно из шкур молодых оленей. Малицу делали из двух шкур мехом внутрь; она представляла собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу, делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одевалась через голову.

Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Малица носилась на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шились из ровдуги. В середине XIX в. в обиход вошли покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти полностью вытеснившие ровдужные.

В сильные холода и при снегопаде поверх одевался совик, известный у русских также под названием "гусь". Эта одежда шилась мехом наружу и отличалась по покрою от малицы. Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.

Обувью служили торбаса или пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названием "чижи", "тяжи". Женская обувь отличалась только деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные. Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.

nsu.ru ©
0 Пользователей читают эту тему

Страницы: (1) 1 ...
  Наверх