mjo Свободен |
25-03-2005 - 13:05
Это как раз и есть основной вопрос этики, как науки - проблема добра и зла. Если бы было однозначно ясно что есть добро, а что зло, то этики, как науки, не существовало бы. |
||||||
Свободен |
25-03-2005 - 14:25
дак, а с чем ты не согласен. не хочешь этику изучать? |
||||||
mjo Свободен |
25-03-2005 - 17:51 Дак изучал, как бы. Я к тому, что раз не ясно, что есть добро, а что зло, то есть ли смысл говорить о грехе? |
||||||
Свободен |
25-03-2005 - 22:44
какая-то странная логика: не ясно, или не до конца ясно? Совсем-то уж людей не стоит держать за нравственно оскопленных… моральное осознание добра и зла присуще каждому, хотя и в разной мере… Мораль - неоднозначное понятие, но моральные нормы тем не менее существуют, в рамках этих норм определяется понятие греха. Религиозное, есссно… Можно говорить о каких-то формальных требованиях, тогда это будет догма. Этот подход очень условен. А можно – о наличии совести, тогда речь пойдет об интуитивном восприятии, гораздо более совершенном. Во всяком случае, наличие широкой спорной территории между явным добром и явным злом никак не отменяет самих этих понятий. |
||||||
mjo Свободен |
28-03-2005 - 15:29 В этой связи берусь утверждать, что мораль - понятие экономическое. В зависимости от эконом. развития общества морально может считаться то, что в других условиях является бесспорно аморальным. Я уже где-то приводил в пример обычаи древних японцев или северных людей. Моральным считалось убивать своих родителей, когда они становятся в тягость обществу. Причем грехом (позором) считалось не убить. Если говорить об интуитивном осознании греха, то в тех условиях интуиция и диктовала такой поступок. Т.е. абсолютного зла или добра нет. Значит и абсолютного греха нет. И разговор становится очень условным. |
||||||
M-S Свободен |
28-03-2005 - 15:50 Абсолютно верно, mjo. Мораль всегда стоит на службе общественной целесообразности. |
||||||
Свободен |
28-03-2005 - 16:00 почему же система всегда биполярная? и почему связывать происхождение зла с тем же источником, что и добро - манихейство какое-то получается... старомодно, однако... кроме того, грех не всегда проистекает из зла - есть масса других оснований... вспомните булгакова с понтием пилатом... |
||||||
Свободен |
28-03-2005 - 20:39
а мы просто рассматривали христианскую этическую концепцию. Она из манихейства и заимствована. Мне гораздо более симпатичны некоторые гностические идеи, где зло рассматривается как искажение доброго начала. Т.е. уродство (дисгармония). >>mjo а с тобой никто и не спорит. Только не экономика здесь рулит, а оптимальный способ выживания. Поддерживаю M-S. Кстати, я более красивый пример приводил. Про то как северные народности использовали своих умерших родителей как приманку для охоты на медведя. |
||||||
mjo Свободен |
29-03-2005 - 12:57 Ну вот! Всвязи с этим предлогаю определение греха. 1. Грех - действие, которое по системе ценностей конкретного человека, является несомненным злом. Дальше вопрос переходит в чисто психологическую плоскость. 2. Предлогаю абсолютное определение греха. ( может я уже где-то об этом писал). Есть второй закон термодинамики - закон всемирной энтропии, пологаю, всем известный. Любое действие, направленное на препятствие всемирной энтропии - добро. И наоборот. Т.о. любое действие, направленное на упорядочение системы (мира, вселенной, жизни и т.д.) - грех. Всвязи с этим, неапример, убийство - грех, т.к. нет ничего более упорядоченного, чем труп. Ну и т.п. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 14:35 а я считаю трусость грехом. при всем при этом ни какого отношения ко злу непосредственно трусость не имеет. с точки зрения энтропии - тоже неоднозначною единого определения нет. есть либо списки, навязываемые нам религией, либо наши личные этические нормы. поэтому спор я считаю здесь необоснованным. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 15:35
то о чем ты говоришь, это личное ОСОЗНАНИЕ греха. А грех - это социальная категория.
понятие упорядочивания ты используешь некорректно. Кроме этого, ты говоришь о термодинамической модели, а есть еще информационная модель. И наконец, все эти рассуждения невозможно применить к социуму. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 15:54
ну если ты согласишься с понятием "зла", как искажением "добра", то очень даже имеет. |
||||||
mjo Свободен |
29-03-2005 - 17:11
Я говорил не о модели, а о законе природы, причем вполне серьезно. И, мне кажется, это может быть применимо ко всему. Это универсальный критерий, если хорошенько подумать. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 17:58
не соглашусь абсолютно. у них разная природа - и по происхождению, и по сущности. "история имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому пониманию" так и здесь. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 18:09
это твое право, но в большинстве случаев проявление зла дисгармонично. Например, любой недостаток или избыток чего-либо. Одим словом: нарушение меры в вещах. А трусосость, между прочим, это такая форма страха, при которой не достигается полезный результат. То есть это - нарушение меры страха. А сам по себе страх исключительно полезен. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 18:22 чем же измеряется эта мера полезности? общественным благом? - а оно есть? личной выгодой? - так это еще более относительно... |
||||||
davidov Свободен |
29-03-2005 - 18:46 "Тысячами незримых нитей обвивает тебя Закон. Разрубишь одну - преступник. Десять - смертник. Все - Бог!" Эвенгар Салладорский. основатель Школы Тьмы. (Извлечено из преданного анафеме и сожжению трактата "О сущности инобытия", Салладор, 1176 год от Пришествия) |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 20:07
ну, Птенчик... ну, ласточка... не стоит так уж высокомерно относиться к реальной науке... Страх давно и содержательно изучается в физиологии, твой покорный слуга этим грешил... Сажал крыску в лабиринтик и немножко делал ей бо-бо электрическим током, когда она хотела подойти к поилке. Да, она перед этим пару дней водички не пила... Если серьезно, то страх - это одно из важнейших эмоциональных состояний. Оно формирует избегательную реакцию. Не будь его, нас бы уж давно на планете не было. Если у человека с этим все нормально - его можно назвать "осторожным", "предусмотрительным", но не трусливым. Эти качества способствуют оптимальному поведению. А "трусость" - это как раз тот случай, когда страх ИЗБЫТОЧЕН. т.е. он блокирует эффективное поведение, делает его неоптимальным. Есть такое понятие: цена риска. Если она занижена, "храбрый" человек пойдет собирать грибы на минном поле. Я надеюсь, что это будет не твой м.ч. А трус с завышенной ценой риска вообще за грибами в лес не пойдет, потому что волков боится, и останется без грибов. Такой тебе тоже не нужен. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 21:13 с ласточкой согласна. с трусостью - о сих пор нет. если трусость лишь порождение страха, значит, человек не отвечает за свои действия в этом состоянии, стало быть получается грех безвинный. но ведь есть и сознательная трусость - "трусость потому, что"... (вызовет резонанс, навредит человеку, и тд) |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 21:14 грешит не чревоугодник, а повар, который так вкусно готовит и соблазняет своей едой человека и делает из него чревоугодника. слаб человек. ну так и не искушайте его лишний раз. да, сктати, вот еще пример. |
||||||
Свободен |
29-03-2005 - 21:30
ты эти вещи говоришь исключительно из соображений полемики. Человек отвечает за свои действия всегда, кроме состояния аффекта, иначе все вели бы себя спонтанно. Человек может бояться чего угодно, но при этом разумно оценивать риск и действовать в соответствии с этой оценкой. А то, о чем говоришь ты, неконтролируемое психическое состояние, называется паникой. А твоя "сознательная трусость" сильно смахивает на обычную подлость... а насчет чревоугодия - это пробел в моем образовании. Может ты объяснишь, что это такое? |
||||||
KNIGHT Свободен |
29-03-2005 - 22:22
Без искушений невозможно понять свою силу, нет особой добродетели в том, чтобы быть безгрешным в отсутствии возможности согрешить. Вспоминается один бородатый анекдот: Едут после войны домой два приятеля майор танкист и майор зам. по тылу. танкист в потрёпанной куртке на танке, а тыловик в модном пальто на трофейном мерсе. Танкист говорит: - Я вот всю войну воевал, себя не жалел, еду с войны ничего не имея, а ты всю войну в тылу грелся, воровал, едешь домой полная машина добра, как ты мог! Тыловик ему отвечает: -А что ты удивляешься, если бы я был танкистом, я бы тоже воевал, и ничего не имел, а ты бы ехал в Мерседесе! |
||||||
Мюнхаузен Свободен |
01-04-2005 - 01:49 Грех - понятие относительное |
||||||
суперИндил Свободен |
01-04-2005 - 01:56 |
||||||
AGAva Свободен |
04-04-2005 - 23:22 По моему вы пытаетесь доказать друг другу, что его система ценностей самая правильная. Понятие греха, как и понятие добра и зла субьективны (пример с индейцами уже приводили). Каждый выбирает для себя или принимает извне или устанавливает для других набор правил, нарушение которых считает грехом. Птенчик может считать трусость грехом, а другой гражданин считает, что трусости никакой нет, есть осмотрительность, осторожность и это не грех. |
||||||
Тамарис Свободна |
05-04-2005 - 00:34 Грех, пожалуй, есть осознанное действие, совершаемое вопреки совести... А?... А вот совесть это возможность судить самого себя... |
||||||
Тамарис Свободна |
05-04-2005 - 00:41 Почему грех — понятие общественное?... Я не понимаю... У нас ведь все криво... Как в королевстве кривых зеркал... Есть законы, есть преступления... Есть мораль и этика — грех... А суть то одна и также.. |
||||||
M-S Свободен |
05-04-2005 - 07:50
Т.е. бессовестный человек безгрешен? |
||||||
Тамарис Свободна |
05-04-2005 - 08:29 M-S, на Вас прямо и не угодишь... Вас удовлетворит такой простой ответ - что нас естественные инстинкты вводят всех в грех... И что мы есть все грешники?... Разве грех не является осознанным действием?... |
||||||
M-S Свободен |
05-04-2005 - 11:32 Тамарис, ну почему же не угодишь? Вот Вы уточнили свою формулировку, убрав оттуда слова про совесть, и я уже практически доволен. Что касается всего остального... На предыдущих страницах мы выяснили, что вопрос о грехе следует рассматривать исключительно в конфессиональном контексте. Следовательно, если мы с вами исповедуем различные религии либо один из нас является атеистом, диспут на сабжевую тему невозможен. Например, с Вашей точки зрения мы все грешны, а с моей - нет, поскольку моя религия ничего об этом понятии не говорит. И мы с Вами оба правы. |
||||||
Свободен |
05-04-2005 - 20:23 Тамарис. Естественные инстинкты не могут водить в грех. Потому что они даны нам природой (или богом - как кому угодно), дабы мы могли выжить в этом жутком мире. Без них мы погибли бы. |
||||||
KNIGHT Свободен |
05-04-2005 - 21:43 Вообще говоря, в предельном понимании, относительно каждого человека в отдельности... Грех - любое действие которое, встаёт между нами и нашей высшей целью в этой жизни! |
||||||
Свободен |
09-04-2005 - 05:35 Все зависит от Намерения (Intent) Ты можешь изменить и остаться девственно чистой Ты можешь не изменять и быть тварью Intent более важен чем само действие нож в руках маньяка орудие зла и в руках хирурга удаляющего раковую опухоль - орудие добра Поэтому я никогда не соглашался с тем что НЕ СУДИ ДА НЕ СУДИМ БУДЕШЬ - все зависит от Intent (ты можешь быть Blessed или ты можешь быть Damned) |
||||||
lublu Свободна |
28-04-2005 - 14:00 СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Этот список не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времен Фомы Аквинского, немного изменившего перечни смертных грехов, приводимые Иоанном Лествичником и Григорием Великим. Данные семь грехов выделены не потому, что это самые тяжкие или самые великие из всех грехов, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи. |
||||||
Dimi Свободен |
09-05-2005 - 17:21 грех это состояние ума, если человек считает себя грешником, он будет им, и наоборот |