igore Свободен |
26-03-2009 - 01:06
Лжешь. Язык, на котором написан "Самовидец", это не "простая мова" времен ВКЛ. |
||||||||||||||||
rattus Свободен |
26-03-2009 - 01:37
То есть вот этот текст не на западнурусском языке?
Только не говорите что на украинском, а то Лука вас назовёт националистом |
||||||||||||||||
igore Свободен |
26-03-2009 - 02:08 Западнорусский язык — это всего-навсего условное, к тому же собирательное обозначение нескольких вполне себе самостоятельных диалектов. В первую очередь старобеларусского и староукраинского. Как такового единого стандартизированного литературного языка в ВКЛ никогда не существовало. Язык «Самовидца» — это староукраинский XVIII века. Старобеларусский, на котором до XVII столетия велся официальный докоментооборот ВКЛ, к нему имеет очень опосредованное отношение. |
||||||||||||||||
rattus Свободен |
26-03-2009 - 02:23
Скажите, язык на котором написана летопись понял бы народ в Умане, Збараже Полоцке? На большей части ВКЛ? |
||||||||||||||||
igore Свободен |
26-03-2009 - 09:42 В Збараже, конечно же, поняли бы без проблем. В Полоцке уже почесали бы в затылке, но все-таки поняли. Точно так же как и в Москве или Вологде. |
||||||||||||||||
rattus Свободен |
26-03-2009 - 10:23
То есть язык был понятен широким массам населения. и им пользовались на большой территории? Как Вы считаете, на территории современной Украины и России во времена Хмельницкого уже сформировались разные народы (русские и украинцы в совремённом названии) ли это были части одного народа? |
||||||||||||||||
Карл 41 Свободен |
26-03-2009 - 13:55 Проблема кроется в желании некоторых товарищей исходить из теории, что до монголов было единое государство и единый народ. А это туфта. И единый народ к 13 веку не сформировался, и Руси,как единого государства в домонгольский период не существовало. Отрицание этого факта и порождает выражения вроде "язык оккупантов" и т.п. |
||||||||||||||||
Парутчик Ржевский Свободен |
26-03-2009 - 16:49
Точно :) Совсем зарапортовался и ввожу общественность в заблуждение :) Разумеется, я вел речь о древнерусском языке, такого понятия как древнеславянский не существует. Спасибо за поправку. P.S. Соответствующий пост исправлен. |
||||||||||||||||
Парутчик Ржевский Свободен |
26-03-2009 - 18:47
Ага. Да и древнерусский, по сути, тоже :) Читаю берестяные грамоты вот тут: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948 так с твёрдой уверенностью и не скажешь, что на одном языке всё писано :) Поправочка: язык "Самовидца" - это всё-таки язык середины-второй половины XVII в., т.е. почти современник того самого старобелорусского. Впрочем, можно копнуть в глубь веков - "Хроники литовские и жемойтские"(XV в): О поражцЂ литовской над Русью. Потом тягнул Гедимин в Киевские волости, беручи и палячи всюда, где ишол. Видячи то, Станислав, князь киевский Щ, умыслил лит†отбиватися, a не ждучи их в КиевЂ, ним приидуть, мыслил o собЂ. Княжата тежь 22 иншие сЂверские, видячи, же бЂда литовская наступует, збиралися до купы противко лит†Ъ. И так князь переяславский Олег, a луцкий князь Лев, от литвы выгнаный, Роман бранский з рицерством и войсками, якые Ы 23 могли на той час згромадити, стягнулися на ратунок до Станислава, князя киевского, который обозом лежал над Ирпенем 24 рЂкою три мили от Киева. A злучивши всЂ войска свои в едно великое войско, маючи и от татаров помочь 24А, стояли в спра†поготову, чуючи, аж Гедимин от Житомира з литвою спЂшно против им тягнул. A литва и жимойт 25, скоро притягнули, зараз поткалися з собою обои войска, в котором бою вонтпливая Ь надЂя была сих и тых звитязства, аж наостаток Гедимин, стрвожоный, отлучившися от валного войска своего в бок руси, огромным пу\38\дом ударил и шики перервал и помЂшал, же ся мусЂлы Э 26 згола 26А до бокового бою обернутися. Литва зась и жомойть 27 в одной справЂ, на чолЂ и по боках стоячи, на змЂшаную русь тым смЂле натирали; не 28 могл 28 гвалтовного пуду Станислав, князь киевский, вытрвати, почал назад уступовати, a литва на них притирала сродзе. Олег, князь переяславский, Роман бранский, Лев луцкий, князеве, не долго на пляцу стояли; видячи киян, же c князем своим почали утЂкать Ю, лечь 28А князь луцкий, которому шло o Луцкое князство, з которого был недавно выгнаный, смЂле над инных на литву натирал и з Олгом переяславским, a так в замЂшаной войнЂ обоих Я 29 забито А. То обачивши, князь Станислав киевский и Роман бранский зараз тыл подали, a рицерство Б руское розно по полях перхнуло, a литва руснаков аж до ночи гонили, били, сЂкли и имали. Гедимин день и ночь 29А вытхнул и войску своему дал вытхути В, a потым руси не даючи на проволоку до збираня войска, притягнул до Киева и 30, облегши замок добывал его уставичными штурмами. Облеженцов, если бы долго в упорЂ своем \л.470.\ трвали, a доброволне не поддалися, розмаитым каранем грозил. Еднак же кияне, котрые по свЂжой поражцЂ в мЂсте 31 и замку з жонами и дЂтми и скарбами затворилися, долго и дуже боронилися, сподЂваючися и ждучи отсЂчи от князя своего Станислава, который был ажь 31А на РЂзань 32 утекл ГД c проиграной битвы c князем Романом бранским. A видячи, же уже выданы суть от пана своего и в надЂи ошуканыи, по долгих намовах зезволили едностайне поддатися; a так замок и мЂсто Киев поддали великому князю Гедимину Е. И так против Гедимина вышли напрод митрополит, епископы, архимандриты зо всЂм духовенством з крестами, корогвами, a за ними панове, бояре и все посполство киевское вышло кланяючися и подаючися в ласку и в державу Гедиминови, там 32А же ему и Ж 33 присягу выполнили. Потым уЂхал Гедимин през мЂсто в замок Киевский З, побрал тежь 33А и иншии мЂста: БЂлъгород, СлЂповрон, Канев, Черкасы, добыл теж и Бранска СЂверскаго 34 и Переяславля, замку столечнаго княжат руских. И так за Ђдным 35 звитязством монархию Киевскую, Волынские и СЂверские князства ажь 35А до Путивля за Киевом на 50 миль и далЂй И опановал, и до Литовскаго 38 панства прилучил, на Кие†и инших 36А мЂстах преложил старшим намЂстником своим Мендогова князя Голшанского Алигимонтовича, кревного своего, который потым окрестился в вЂру рускую и пановал на Кие†аж до Володимира 37 Олгердовича, князей Слуцких продка з великих князей литовских порадною линиею идучих от Голщи 37А, Витеня, Гедимина и Олгерда. Станислав, великий князь киевский, от Рурика, Трувора, и Сенеуса, княжат варазских, также от Игора и Олга род вел, з которых теж есть род княжат Острозскихй. A будучи поражоный и выгнаный c Киевского князства от Гедимина, утекл до князя резанского, который ему зараз дал в малженство дочку свою Олгу, единачку свою К, дал теж ему и все князство Резанское, и пановане на нем, будучи сам в лЂтех старых барзо. A Резанское князство было здавна можнЂйшее 38 над иншии всЂ Л князства Л руские М, котрое князство лежит межи Окою и Доном, рЂками 39 великими и славными, з котрых одна Танаис, або Дон речоная, Азию и Европию дЂлит, a впадает в Мертвое море, або \л.470об.\ Чорное, отколя купцы Доном з Москвы и Резани, жеглюючи аж до Кафы, Перекопу, Константинополя и до всей Греции, и до Африки морем приходят. ВсЂ иншие краины московские Резанское панство гойне живностю, урожаем збожа, медов, звЂру, быдла и риб Н перевысшало и людей чирствостю и смЂлостю прирожоною военною ушляхтило, бо татаром перекопским и казанским прилеглыи, з которыми ся уставичне мусять воевати. Резань зас замок, мЂсто столечное, недалеко от Оки реки великой 40, a от Москвы мЂста миль 36 лежит, прирожоное мЂсце 41 до обороны. Гедимин, \39\ великий 41А князь литовский, преложивши на Кие†намЂстником Мендогова, a иншие замки также старостами своими осадивши, вернулся до Литвы з великим звитязством и был от всЂх з великою радостю 41Б и з великими поклоны, «лада, лада» спЂванем и труб долгих гученем принятый. Там же в КерновЂ, мЂстЂ столечном князства Великого Литовского, рицерство свое, на оных войнах руских добре заслужоное ударовавши, все войско для вытхненя до О домов роспустил. |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
26-03-2009 - 19:12
Чесслово, на мой дилетантский взгляд, грамоты намного дальше от современного русского, чем "глубь веков"... возможно сказывается знание украинского. Интересно, для владеющих только русским языком что понятнее, грамоты или ?.. |
||||||||||||||||
Парутчик Ржевский Свободен |
26-03-2009 - 19:46
Ещё бы, приведенные грамоты датированы XI-XII вв, т.е. почти тысячелетие назад! В то же время, сравните, например, со старославянским текстом "Слово о законе и благодати" Иллариона Киевского(первая половина XI в): http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 P.S. Особенно интересно, если параллельный перевод включить |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
26-03-2009 - 19:57
Ну, этот язык стараниями церкви воспринимается более "родным", чем новгородский разговорный... Так что субъективно грамоты всё равно чужеродно звучат... Кстати, убило наповал "И ПОХВАЛА КАГАНУ НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ" в начале текста. Как-то больше этим титулом чингизидов величать привычнее... |
||||||||||||||||
igore Свободен |
26-03-2009 - 20:01
И то и другое. Для того, чтобы прочесть текст на древнерусском или церковнославянском, как, впрочем, и старукраинском или старобеларусском, никакого специального образования не требуется. Достаточно просто хорошего знания современного литературного русского. Что включает в себя в том числе и знание некоторого количества устаревших слов. Знать современные украинский или беларусский для этого совершенно не обязательно. Я, например, ни в том ни в другом ни в зую ногой. Читать летописи в оригинале мне это совершенно не мешает. Так же как чтение летописей не помогает понять текст на современном украинском, а тем паче беларусском — это вообще кошмар. |
||||||||||||||||
igore Свободен |
26-03-2009 - 20:15
Я понял, что вы имели в виду древнерусский. Вот только и я имел в виду нечто совсем другое — древнерусский не использовался в летописании. Да и в делопроизводстве все же решительно преобладал церковнославянский. Если, конечно, не считать делопроизводством долговые расписки, деловые письма на той же бересте и пр.
Разумеется.
Тем не менее, написано именно что на одном языке. Даже более того — на одном диалекте.
Почти, но не современник. И вообще это два диалекта двух разных регионов. А во-вторых, не забывайте, что «Самовидец» был продолжен другим автором до 1734 г. И мы не можем знать наверняка, что он не вносил никаких изменений, в том числе стилистических, в более раннюю часть рукописи. Так что, имхо, язык летописи правильнее датировать XVIII, а не XVII веками.
Разумеется, он был понятен широкой массе, ведь язык «Самовидца» — это и есть живой разговорный язык украинца, жившего в конце XVII — начале XVIII века, скорее всего выходца с Правобережья. Нет, им не пользовались «на большой территории», так как это был только один из существовавших вариантов. Но проблем с пониманием у носителя этого языка не возникло бы ни в Киеве, ни во Львове, ни в Вильно, ни в Москве. Да, два разных хотя и близкородственных этноса. В случае с украинцами этот процесс осложняло воздействие Польши, приведшее к тому, что украинский народ фактически не имел собственной национальной элиты. Это сообщение отредактировал igore - 26-03-2009 - 22:22 |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
26-03-2009 - 20:28
Хммм... Не только слов, но словоформ и грамматики. Мне при попытке читать те грамоты тяжело было уловить само построение фразы в плане "кто на ком стоял", хотя все слова (по крайней мере корни) знакомы...
Если нас читают беларусы, большая просьба не принимать серьёзно и на свой счёт, но анекдот прав: язык действительно похож на попытки пьяного украинца говорить по-русски
Тогда попытки сравнивать его с языком грамот - действительно бред сивой кобылы в безлунную ночь... Уразумел. Будем искать тексты на этом, как его... лелего-пеласгийском |
||||||||||||||||
fekete Свободен |
27-03-2009 - 00:01 Мне не совсем понятно, почему сабж, называющийся "Украина, которой не было", свелся к какой-то языковедческой дискуссии. Есть такой великий народ цыгане, есть отдельный цыганский язык, но была ли в истории страна-Цыгания? Ну, допустим, Путин, Медведев, Luca Turilli и многие миллионы других говорят на исковерканном украинском языке. Но это совсем не доказывает, что Украина была. Это сообщение отредактировал fekete - 27-03-2009 - 00:03 |
||||||||||||||||
rattus Свободен |
27-03-2009 - 00:23
Вы невнимательно читали тему. Никто и не доказывает что была такая страна. |
||||||||||||||||
fekete Свободен |
27-03-2009 - 00:37
Если я правильно понял, в данном сабже слово "Украина" понимается несколько шире, чем "страна" или "государство". Вот я как раз и имею в виду, что Украины не было не только в узком, но и в широком смысле. А то, что Пушкин, Толстой, Чехов писали на исковерканном украинском языке - совсем из другой оперы. |
||||||||||||||||
rattus Свободен |
27-03-2009 - 09:55
Что Вы имеете ввиду под словами "в широком смысле" ? |
||||||||||||||||
otkruvaysova Свободен |
27-03-2009 - 11:50 Под широким смыслом,он как всегда имеет ЮВ. И по теме ... То что Украина стала бы независимой ,при любом раскладе ,это надо принимать как неизбежность . Государство формирует этническое население . Не всегда же украинцы были бы вовлечены в военные конфликты.Достаточно 30-40 лет спокойной жизни для формирования "критической массы" населения , в среде которого всегда найдется человек задающий себе вопрос " Скильки ж можна...?" и способный более -менее организовать вокруг себя сочувствующих и начать разъяснительную работу так сказать " в массах"... А там уже и до свободы не далеко. И не важно в какую бы империю украинцы входи. Важна мысль и идея о независимости,а она была всегда. |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
27-03-2009 - 13:06
Эк оно как повернулось... Я первым постом как раз хотел совершенно другое доказать, не зря сразу отделил Малороссию от Новороссии. Идеи независимости единого этноса могли возникнуть (и возникли) в Малороссии, а говорить всерьёз о едином этносе Новороссии я бы поостерёгся. Этнос там был из серии "сбор блатных и шайка нищих" ещё с того момента, как самые продвинутые в Шумер ушли. Новороссия приняла бы любую культуру. И хотя состоявшийся "русский вариант" оказался наиболее оптимальным для её развития, "турецкий" и "польский" варианты сформировали бы на Юго-Востоке совсем другой молодой этнос, который точно так же разрывался бы между идеями независимости и "воссоединения". Ведь поляки тоже строили бы, а янычары не только резали бы... Конечно, Екатеринослав был бы победнее и назывался бы Кодак. Или столицей новых земель стала бы Кафа... Крепостей было бы побольше, чем больших городов в любом случае... Вторая мысль была о том, что экспансия Московии на юг была бы и в "польском" и в "турецком" вариантах. И, скорее всего, завершилась бы с известным нам результатом. Только в Новороссии был бы не совсем тот народ и вместо освоения "дикого запада" было бы присоединение. Получили бы в результате намного более "взрывоопасную" для России территорию, только и всего. Но Новороссия и там не стояла бы однозначно на позициях борьбы за независимость. Настроения "воссоединения" с Польшей или Турцией были бы сильны, как сейчас желание воссоединиться с Россией. Замена "старшего брата", только и всего. Кстати, о экспансии Московии. Так уж сложилось, что именно в великорусской психологии очень сильно проявляется реакция на крик "Наших бьют!". И неважно, считают ли сами "наши" себя "нашими", хотят ли они быть "нашими" или просто деваться им некуда. А Украина, писавшая в Москву письма с интонациями Лены Воробей в духе "Ну возьмите меня!" однозначно была "нашей". И эту особенность русской психологии использовали и в Российской Империи (та же Шипка) и при Советской власти. Попытка перестроить её на интернациональное классовое самосознание успешно провалилась после того, как стало понятно, что немецкий пролетарий не против стрелять в пролетария русского и использовать его как сырьё для дамских сумочек. И начали тогда помогать "молодым развивающимся странам", играя на общности своего пути построения Нового Светлого Мира и их попыток вырваться из "ярма неоколониализма"... И Афган и Чечня из той же оперы. Правда это уже совсем другая история. Жаль, что Луки временно нет, без него спектр мнений не будет полным. |
||||||||||||||||
Карл 41 Свободен |
27-03-2009 - 15:17
Ну, когда украинцы оказались с составе Московского царства, это также не посбособствовало развитию "национальной элиты". А вот кстати, вопрос по поводу представителей "элитарных кругов". Куда Вы относите Вишневецких? Уже понятно, что "группа товарищей" стоит на тождественности понятий Русь и Россия, а равно и на том, что население Украины (или, если будет угодно, Юго-Западной Руси) ненамного отличалось от населения Московии. (Ну, понятное дело, ссылаются на мифическую "общую колыбель".) Куда относите Вишневецких, Корецких, Ружинских и т.д.? В "россияне" на основе происхождения их записать тяжело - всё же Гедиминовичи. Поляками и литвинами они себя не называли (Иеремия Вишневецкий кажется был первым из своего рода, кто женился на польке). Фокус в том, что в те времена житель Юго-Восточной Руси называя себя русским, не считал таковым жителя Московии. Это не в тему "кто у кого чего украл". Это к том, что абсолютно начхать, кто когда и как назывался. Нравится России - пускай учат детишек рассказами про 12 веков российской государственности. А мы как-то сами разберёмся. |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
27-03-2009 - 20:46
Ой, как бы наши не начали рассказами про восьмое тысячелетие государственности украинской детишек учить... И ведь будут... И ведь поверят... Я вон уже не в одной теме про Западную Аратту упоминаю, так хоть бы кто ткнул носом в «Белые стены Аратты стоят среди гор». Какая ж тут Украина?.. Не дети, так внуки наши поверят, что это мы Шумер учили писать (ударение по вкусу) |
||||||||||||||||
igore Свободен |
27-03-2009 - 21:12 В России как всегда учили так и учат по сию пору, что русское централизованное государство, т.е. собственно страна, наследницей которой и является современная Россия, образовалось в конце XV в., при Иване III. А Киевская Русь — общее достояние русского, украинского и беларусского народов. На том стояли и стоим до сих пор. Попытки прихватизировать «двенадцать веков» себе и только себе — это как раз таки бич современной украинской историографии. |
||||||||||||||||
otkruvaysova Свободен |
28-03-2009 - 21:09
Идеи независимости могут возникнуть даже в таком сообществе которое сформировалось ,как Вы пишите из сбора блатных и шайки нищих. Для примера могу привести донское и кубанское козачество . Массы разношерстной публики растворились в нем ,обжились,приняли его культуру ,уклад . И на вопрос какой национальности они отвечали - казак или из казаков отождествляя себя скорей с православными ,чем с русскими . И за независимость свою стояли серьезно . |
||||||||||||||||
corwinnt Женат |
30-03-2009 - 12:26
Так мы друг другу не противоречим. США - яркий пример того, когда борьба за независимость не основана на идеях национализма (в хорошем смысле этого слова). Но боюсь, что в Новороссии такого бы мы не получили ни в одном из вариантов. Из-за того, что осваивали бы эти земли люди разные, но новая элита формировалась бы не столько из местных, сколько из "завоевателей" или принявших их идеи и их культуру и язык. То украинское, что было в Новоросии всё равно было бы загнано в глухие сёла и кабинеты учёных этнографов. А "городские" презирали бы эти корни, как это происходит и поныне здесь. Казаки - хороший пример, но можно вспомнить и о том, как они относились к простому люду, жившему бок о бок с ними. Шляхтичи, чесслово... |